Неправильно ты, дядя Федор, работу ищешь. Надо компетенции поверх диплома класть
Акт первый. Ситуативный
Закончил школу, выбрал престижный вуз. Подумал: «А зачем мне непрестижный, куда я потом работать пойду?» Закончил престижный вуз, искал работу по специальности, не нашел работу по специальности. Подумал: «А, ладно, сейчас год поработаю так, а потом что-нибудь найду». Прошел год, работа по специальности так и не нашлась. Любимая работа тоже. «Работодатели что, с ума сошли? – думает 25-летний человек, - откуда у меня опыт работы от 5 лет?»
Мрачная картина, которую мы только что для вас нарисовали, не столь уж нереалистична. С ней, по статистике, сталкивается каждый второй выпускник. Проблему у всех одни и те же:
- отсутствие опыта;
- отсутствие компетенций, нужных работодателю;
- коммуникационные проблемы;
- не оправдавший себя диплом;
- отсутствие представлений о современном рынке труда.
Довольно сложно согласиться с работодателем, который требует огромный опыт работы. Опыт может быть и маленький, если человек обладает талантом, компетенциями, реальными знаниями. Строка в объявлении «опыт работы от 3-х лет» - это пережиток прошлого. Компании настоящего работают в куда более творческой среде, приглашая на работу молодежь с большим удовольствием.
Но вот если у этой молодежи нет ничего, кроме диплома и амбиций выпускника столичного вуза…
Акт второй. Практический
- Спасибо, что пришли. Садитесь, - приветствует Сашу улыбчивый сотрудник HR-отдела.
- Спасибо, что пригласили. Я уже и не надеялся, - мнется выпускник московского «топа».
- Ну, у вас диплом такого престижного вуза, да еще и магистратура. Думаю, вам есть что рассказать.
- Наверное.
- Итак, мы ищем человека на должность проджект-менеджера нового предпринимательского проекта. Скажите, у вас есть опыт ведения отчетностей?
- Нет.
- А организации мероприятий или поиска партнеров?
- М-м-м, нет.
- Ну вот же у вас в приложении к диплому написано «Коммуникационный менеджмент».
- Да…ну то есть мы ходили, но самой практики не было. Могу рассказать об основных приемах в теории.
И вот тут мы уже на стороне работодателя. Брать на работу сотрудника 25 лет и тратить еще минимум год на обучение таким ключевым навыкам, как коммуникационные компетенции или эмоциональный интеллект, - непродуктивно. И опыт работы тут ни при чем. Ведь, согласитесь, что Александр, зная, что хочет работать в управлении проектами, мог бы еще во времена студенчества попробовать себя в организаторах какого-нибудь вузовского мероприятия.
Акт третий. Статистический.
Работодатели не удовлетворены знаниями студентов (в 80% случаев). Студенты – разочарованы в магической силе своих дипломов (в 75%). Вузы – опечалены низким процентом трудоустройства своих выпускников, что влияет на рейтинг учебного заведения. Родители – не понимают, что делать в этой ситуации, ведь они так хотели для своих детей лучшего будущего.
Читайте также: 5 важных шагов в начале карьеры
Причин у этого, опять же, несколько, и разделить их можно на те же 4 категории.
Работодатели |
Студенты |
Вузы |
Родители |
Не хотят учить будущих сотрудников и тратить время на переподготовку имеющихся кадров. |
Не задумываются о профориентации в школе и о трудоустройстве в вузе. |
Не хотят «бежать» за меняющейся экономической ситуацией и менять образовательные программы. |
Навязывают детям собственное мнение и следуют за идей «престиж выше интереса». |
Акт четвертый. Поиск решения
Взгляните на таблицу, размещенную выше, и вам станет ясно, что менять что-то необходимо сразу во всех 4 блоках. И если с родителями можно просто поговорить, то первые три категории необходимо столкнуть на одном поле действий. Этим полем в последние несколько лет становится наставничество.
Наставничество – инициатива, которая из мира бизнеса постепенно проникает в образование. Сценарий может быть различным, но основная суть в том, что активные и инициативные студенты встречаются для работы и «прокачки» со специалистами, обладающими необходимым опытом в требуемой сфере.
Саша Малинников (студент 3 курса бакалавриата исторического факультета) + Игорь Владимирович Коршев (редактор масштабного историко-культурного интернет-проекта) = будущий креативный журналист исторического профиля.
Оля Власова (студентка 2 курса магистратуры физического факультета) + Святослав Иванович Марченко (топ-менеджер крупного предпринимательского проекта) = будущий ведущий сотрудник инновационного производства.
Вузы в настоящий момент становятся площадками для инноваций, именно там происходит формирование будущих проектных команд, там крупнейшие предприятия ищут эффективных сотрудников, и именно в стенах университета должны появляться лидеры будущих изменений. Наставничество активно способствует всем этим процессам, являясь дополнительным инструментом образования в зарубежных высших учебных заведениях.
И эту практику уже взяли на вооружение МГУ, РЭУ им. Плеханова, МИСиС, МГТУ им. Баумана.
И Национальный ресурсный центр наставничества МЕНТОРИ готов помочь другим вузам влиться в этот наставнический диалог.
Читайте также: Советы молодым: как начать карьеру, чтобы ни о чем не жалеть
А в чем же выгода самих предпринимателей и крупных предприятий?
- Успешный предприниматель, готовый стать наставником, – это человек, который уже находится на вершине пирамиды Маслоу. Человек, который готов отдавать, но не деньги, а знания.
- Студент в перспективе – это сотрудник, способный в корне изменить сложившуюся систему, привнеся в нее свое новое видение. Более того, это человек, лояльный к компании, представитель которой был ее наставником.
- Общение студента с наставником – это развитие коммуникационных и организаторских навыков для обеих сторон диалога.
- Студент, получающий качественную мотивацию и стимул, перенимающий опыт от профессионала, не отрываясь от образования, – это тот самый квалифицированный и креативный кадр, за которым охотятся сотрудники HR-отделов.
Чтобы узнать, как запустить наставническую программу в своей организации, мы приглашаем вас 13-14 ноября на первое международное мероприятие по наставничеству в России – конференцию GlobalMentori . Более 1000 специалистов из России, США, Европы и Азии поделятся лучшими практиками решения социальных и экономических проблем при помощи наставничества.
БЕСПЛАТНО по промокоду для коллег и друзей: mentori_press. Регистрация по ссылке: http://global.mentori.ru/2017/
Ждем вас 13 ноября в Москве!
Объединяя опыт, воплощаем мечты.
Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?