Как выбрать коуча

Когда коучи были наперечет, выбор, признаемся, был гораздо проще. Однако что делать сегодня, когда коучингом владеет – или утверждает, что владеет – каждый второй? Как понять, какой человек задаст вам те самые вопросы, ответы на которые вам так нужны, порталу HR-tv.ru рассказала Анастасия Тахтарова-Иванова , селфменеджмент коуч, тренер программ по управлению стрессом и энергией.

Как выбрать коуча, Анастасия Тахтарова-Иванова, коуч, коучинг, поиска специалиста, Профессиональный коуч, сертификат, ICF, ECF, федерация коучинга, Оценка профессионализма, соответствие профстандартам, Человеческий бренд, лайф-стайл, Услуги, условия, цена, Процесс взаимодействия, выбор

Еще 20 лет назад в России никто не знал слова коучинг, а уже через 10 стали появляться «первые ласточки». И вот сейчас это стало трендом. Потому что технология стоящая и многие действительно почувствовали ее результаты. Вы тоже хотите работать с коучем, но не знаете, как сделать правильный выбор?  Давайте разбираться.

Нужен ли мне коуч?

В принципе, поиск индивидуального коуча мало чем отличается от поиска любого специалиста, который будет работает с вами «тет-а-тет» Если вы ищете корпоративного специалиста, то большая часть рекомендация будет актуальна и в этом случае. Только здесь в фокусе внимания будут не ваши потребности, а ценности и задачи компании.

Читайте также: Коучинг. Личные впечатления и любопытные факты

Во-первых, надо четко представлять себе, что конкретно будет делать специалист, которого вы ищите. То есть какой функционал «запакован» в названии профессии. И на вопрос – каков функционал коуча – четко могут себе ответить далеко не все.

Следующий вопрос – в чем помогает коуч? По-моему профессиональному мнению, главное, что я делаю для людей, с которыми работаю, – помогаю им  найти ответы на  вопросы внутри себя. Каждый из нас – главный эксперт по себе.

И те рекомендации, которые мы создаем для себя, мы принимаем с готовностью.  Дело коуча – с помощью вопросов «высветить» те области, работа с которыми  продвинет вас к цели. Ваше дело – определить эту цель (пункт назначения) и взять на себя ответственность за то, как вы будете пользоваться результатами вашей совместной работы.

Критерии выбора

Если вы приняли решение, что коучинг – именно то, что поможет вам решить задачу наилучшим образом, можно начинать процесс выбора. Способы могут быть разными, но в любом случае стоит обратить внимание на следующие моменты.

Образование

Профессиональный коуч, как и любой другой профессионал, обязан пройти обучение этой профессии! В данном случае базовое образование подтверждается сертификатом. Вы имеете полное право узнать, в какой школе обучался коуч и по какой программе.

Узнав о том, где учился коуч, – наведите справки о статусе школы и программе. Кто эти программы аккредитовывал. Как правило, это ICF (международная) или ECF (европейская) федерации коучинга. А также можете попросить показать документ, подтверждающий профобразование коуча.

Оценка профессионализма

Этот критерий – один из основных. Конечно, тут свою роль играет стаж в профессии, повышение квалификации, рекомендации. Сейчас есть довольно много профессионалов со статусом сертификации в ICF – это коучи уровня ACC, PCC и MCC. Сам по себе каждый из статусов является подтверждением определенного уровня профессионализма (по возрастающей), наличия часов практики и соответствия профстандартам.

Но даже если коуч имеет только базовое образование и не такой большой «налет» коуч-часов, это не значит, что он не профессионален. Бывает так, что в коучинг человек приходит с большим бэграундом прошлого опыта и экспертизы. Это нередко влияет на специализацию в коучинге. Карьерным коучем часто становится опытный HR, управленческий коучинг выбирает топ с огромным опытом, а финансовый – состоявшийся финансист.

Это само по себе многое говорит о человеке, подтверждает успешность и состоятельность, вызывает доверие. А также бывает важно, когда вам нужен не только коучинг в чистом виде, но и экспертная консультация специалиста. Правда, это всегда нужно оговаривать заранее.

В принципе, технология коучинга не требует от нас специализации в той или иной области. Но помогает понимать своих клиентов, их потребности и говорить с ними на «одном языке». А вот это крайне важно!

Человеческий бренд

Стоит обратить внимание также и на «человеческий бренд» коуча. Этот человек ценит тоже, что и вы? Да и вообще – он вам нравится, вам захочется говорить откровенно, честно отвечать на прямые вопросы? Это тот случай, когда рекомендации не всегда работают. Ведь все мы разные, и то, что хорошо одному, может совсем не подходить другому.

Также стоит обратить внимание на лайф-стайл выбранного специалиста. Причем не на яркие рекламные обертки типа «я много зарабатываю, живу как хочу, много путешествую и у меня куча свободного времени и денег».

А посмотреть глубже. Например, ознакомиться с профилями коуча с соцсетях. Для хорошего профессионала коучинг – больше, чем профессия или технология. Постепенно это становится стилем жизни.

Итак, оцените, насколько этот человек откровенен? Он говорит только о своих удачах или честно рассказывает о своих взлетах и падениях?  Чем он доволен в своей жизни и как этого достиг? Каковы его зоны роста и что он делает, чтобы двигаться к своим целям? Пользуется ли он сам своими методами и насколько открыт?

Услуги, условия, цена

Здесь важно обратить внимание на следующее. Работает ли специалист только как коуч или имеет смежные специализации – консультант, тренер, ментор. И если да, то уточнить, как построен процесс и на что в результате вы можете рассчитывать.

Процесс взаимодействия и цена – также важный фактор. Узнайте, это работа по скайпу или «в живую», сколько консультация занимает времени и как часто это будет происходить. Какова цена одного сеанса и есть ли скидки.

Часто бывает скидка «за опт» – если вы покупаете контракт и оплачиваете сразу несколько (чаще от 10) консультаций. А также – если ли возможность обратиться за поддержкой между сессиями, и на каких условиях.

Тут стоит обратить внимание на то, как информация изложена. Например, на сайте. Все ли вам понятно и прозрачно. А также на то, как коуч объясняет это вам при личном общении. Хороший профессионал объясняет все четко и доходчиво, с достоинством заявляет свою цену (он точно знает, что стоит этих денег!) и не «давит» на вас.

Как выбрать коуча, Анастасия Тахтарова-Иванова, коуч, коучинг, поиска специалиста, Профессиональный коуч, сертификат, ICF, ECF, федерация коучинга, Оценка профессионализма, соответствие профстандартам, Человеческий бренд, лайф-стайл, Услуги, условия, цена, Процесс взаимодействия, выбор

Если у вас есть ощущение, что вами пытаются манипулировать, – это повод насторожиться. Почему? Часто говорят, что коучинг нельзя продать, его можно только купить. И во многом это правда, так как у клиента должна быть внутренняя потребность в такой услуге, четкое понимание, какой результат он хочет получить и что готов для этого делать.

Читайте также: Всем выйти из вакуума, или 3 техники самокоучинга

И опытный профессиональный коуч хорошо это знает. Поэтому он поможет вам как клиенту в осознании потребности, и затем позволит сделать самостоятельный выбор.

Для этого существует установочная или тестовая сессия. Многие профи предлагают такую услугу бесплатно или в формате донейшн.

Как принять финальное решение

Когда вы провели всю эту подготовительную работу, у вас образовалось несколько кандидатов. Теперь можно назначить тестовую сессию. И здесь важно помнить, что окончательное решение принимаете вы. Да, сессия служит для того, чтобы вы познакомились с коучем, его стилем работы, и для коуча – это возможность продажи. А для вас – возможность сделать выбор.

Ориентируйтесь на себя. На то, происходит «химия» общения или нет. На свои чувства и ощущения. И если теперь вы говорите свое внутреннее «да»  – поздравляю! Вы нашли «своего» проводника в волшебный мир коучинга!

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Кристина Алексеева
Три мифа о пути сотрудника, или почему работа с EX — это больше, чем HR

Многие компании стремятся улучшить опыт сотрудников (Employee Experience, EX), но нередко строят его на устаревших мифах. Они представляют путь сотрудника как линейный процесс, возлагают всю ответственность на HR или пытаются внедрить универсальные решения. Однако реальность сложнее: путь каждого сотрудника индивидуален, его формируют не только HR, но и вся организация. Ключ к успеху — гибкость, персонализация и соответствие корпоративных ценностей реальным условиям работы.

Кристина Алексеева, руководитель комплексных трансформационных проектов, фасилитатор, ментор команд, HR-эксперт с опытом работы на топ-позициях в российских и международных компания, разберёт три распространенных мифа об EX и расскажет, почему работа с опытом сотрудников — это стратегическая задача бизнеса.

Аркадий Юрлов
Логистика в сфере мотивационных программ: как уход в цифру трансформирует корпоративную мотивацию

Компании тратят огромные бюджеты на мотивацию сотрудников, дарят подарки и поощряют за успехи. Все это — важные элементы корпоративной культуры. Но мало придумать хорошую программу мотивации, ее еще нужно правильно реализовать. А здесь начинается один из самых сложных этапов: логистика подарков.

Традиционный подход — выбрать, заказать, упаковать, доставить — больше не работает. Вдобавок к этому, сохраняется высокая вероятность ошибки: подарок не подошел, задержался в пути, потерялся. В итоге процесс затягивается, мотивация сотрудников падает, а сотрудники вместо радости получают разочарование.

CMO сервиса электронных подарочных сертификатов Giftery Аркадий Юрлов рассказал, какие проблемы есть в традиционной логистике, как цифровые решения их позволяют решить и почему они становятся стандартом в мотивационных программах компаний.