Человек человеку AI: как автоматизация избавляет HR от рутины
HR-процессы в компаниях становятся всё сложнее и динамичнее: найм, адаптация, администрирование и развитие сотрудников требуют больших ресурсов. На помощь приходит автоматизация. Но и она существенно трансформируется в последнее время. Еще пять лет назад процессы автоматизировали точечно, а теперь HR-команды выстраивают цифровые экосистемы, в которых кандидат и сотрудник проходят весь путь — от отбора до профессионального развития. О том, как автоматизация позволяет снизить нагрузку на HR-отдел, минимизировать ошибки, ускорить принятие решений и улучшить опыт как сотрудников, так и работодателей, рассказал Олег Макаров, руководитель по развитию направления Битрикс24 компании «Софтлайн решения».
Цифровой найм: автоматизация поиска и отбора кандидатов
Современные системы позволяют не только собирать резюме, но и анализировать их с помощью алгоритмов. Инструменты машинного обучения фильтруют отклики по заданным параметрам, формируют рейтинги кандидатов и отправляют списки рекрутерам. Мы экономим время, не рискуя потерять «золотую голову».
При этом невозможно полностью положиться на автоматизацию. Разумеется, каждый отклик изучает рекрутер, который обладает соответствующими компетенциями. Его задача не только оценить релевантность опыта, но и выяснить, настоящий ли он. К сожалению, развитие инструментов искусственного интеллекта привело к тому, что на рынке появилось немало кандидатов с искусственными резюме, написанными нейросетью.
Но, в любом случае, цифровые системы по автоматизации HR-процессов существенно ускоряют процесс поиска идеального кандидата. Человек просто загружает резюме в систему и получает приглашение на интервью. Не нужно звонить рекрутерам, уточнять статус — всё работает автоматически. Главное, не пропускать уведомления об изменении статуса по своему резюме, которые будут поступать в почту или мобильный телефон.

Электронное оформление: быстрый вход в компанию
Когда кандидат успешно проходит отбор, начинается процесс оформления. В прошлом это означало обмен бумажными документами, которые требовали подписей, пересылки и ручной обработки. Сегодня этот процесс переведен в цифровой формат. Активно применяются цифровые подписи и автоматизированные системы документооборота.
Бумажная волокита отнимает время. Сейчас сотрудник просто получает уведомление, подписывает документы в приложении одним кликом, и HR сразу продолжает оформление.
Также автоматизированные системы позволяют интегрировать нового сотрудника в корпоративную среду с первого дня. После успешного прохождения всех этапов сотрудник получает ссылку на личный кабинет, где подписывает трудовой договор с помощью электронной подписи. Сразу после подписания документы автоматически уходят в архив HR-системы, а сотрудник получает доступ к необходимым корпоративным ресурсам — не нужно ждать долгого согласования и ручной настройки.
Адаптация: поддержка для новичков
Автоматизированные платформы адаптации помогают новым сотрудникам быстрее влиться в рабочий процесс. На одном портале собраны базы знаний, онлайн-курсы, интерактивные задания. Там же проставлены цели на испытательный срок и есть возможность написать своему руководителю.
Дополнительный плюс в том, что, например, в нашем случае адаптация проходит на том же портале, куда изначально был добавлен кандидат. Мы считаем очень важным, чтобы у человека не было ощущения «новой среды» — он уже знаком с системой, еще будучи кандидатом. Я сам пришёл в компанию около года назад и, что было очень приятно, не потерялся в первый день работы — система сама выдала мне все нужные инструкции, доступы и список контактов. Это здорово помогает адаптироваться. Но, конечно, без помощи человека всё равно было бы трудно, так что у меня был ещё и наставник со стороны HR, который помог не потеряться в системе.
Внутренние процессы: цифровизация рутины
Автоматизация избавляет HR-команды от рутинных задач. Системы обрабатывают заявки на отпуск, запрашивают справки, контролируют выполнение рабочих задач и согласования. Раньше заявление на отпуск могло «гулять» по почте неделями. Теперь сотрудник заполняет форму, система автоматически согласовывает ее по цепочке, и все видят, кто когда отсутствует. Никто не бегает с бумагами на подпись, никто не переживает, что руководителя не будет на рабочем месте. Истории о том, что время отпуска уже прошло, а заявление так и не было подписано, ушли, по счастью, в прошлое.

Карьерное развитие: понятный рост в компании
Современные HR-платформы поддерживают развитие сотрудников, предлагая индивидуальные планы развития, доступ к внутренним вакансиям и подбор образовательных программ. Тем более, что внутренний найм позволяет закрывать очень большое количество позиций. Люди, которые уже знают процессы в компании, легче адаптируются к новым должностям и показывают высокие результаты.
Если человек хочет двигаться дальше, система сама подскажет ему, какие навыки развивать и где внутри компании есть подходящие позиции, подсветит подходящие курсы. Руководитель видит прогресс своих сотрудников и, ориентируясь на него, принимает решение о повышении.
Завершение пути: увольнение без стресса
Увольнение из компании — это часть Employee Journey Map (карты пути сотрудника). И очень важно, чтобы расставание было легким и комфортным. Автоматизация помогает и здесь. Упрощается документооборот, сотрудник может подписать все документы онлайн, а HR видит, какие нужно совершить действия, чтобы завершить все формальности. И остаётся время на чай с пирогами, чтобы попрощаться с коллегами :)
При этом сохраняются контакты с потенциальными «возвращенцами». Люди не уходят в пустоту — многие возвращаются спустя годы. Система фиксирует их опыт и позволяет нам оставаться на связи. Прощание с сотрудником — это не точка, а запятая. Благодаря автоматизации мы остаемся на связи и можем предложить интересные возможности в будущем.
В современных компаниях, особенно работающих в сфере ИТ, автоматизация становится все более значимой. Она затрагивает все процессы, в том числе и HR. Грамотно настроенные автоматизированные системы сопровождают сотрудника на всех этапах его карьеры. Однако важно помнить, что технологии дополняют человеческий фактор, а не заменяют его.
Что Вы думаете об этом?