Удачно слиться: чем опасны сделки по слиянию и поглощению

Экономическая ситуация в стране понемногу стабилизируется, и многие компании начинают пересмотр планов и от стратегий. Чтобы сохранить обороты, бизнес старается активно развиваться: открывать новые  магазины, расширять географию. Актуальным вопрос становится: какую же стратегию роста и тиражирования бизнеса выбрать. И здесь можно выделить три: органический рост, сделки слияния и поглощения (M&A) или франчайзинг.

Если рассматривать в теории, что лучше – M&A или органический рост, то M&A, конечно, интереснее и привлекательнее, ведь вы покупаете бизнес с готовым денежным потоком, клиентским трафиком и устоявшейся моделью. Однако при совершении сделки M&A нужно учитывать множество факторов: уровень компании и менеджмента, мультипликативный эффект для бизнеса в будущем. Важно понимать, насколько новый бизнес интегрируется в вашу модель и даст ли сделка синергический эффект или, наоборот, принесет дополнительные расходы и может снизить показатели.

Удачно слиться: чем опасны сделки по слиянию и поглощению, Экономическая ситуация, стабилизация, компетенции, команда, предприниматель, масштабирование, бизнес, рост, развитие, интеграция, прогноз, консолидация рынка, логистика, бренд, Стартап

В случае с M&A ключевой момент – это подбор правильного партнера для сделки. Но это не так просто. С этой точки зрения органический рост более предсказуемый и более понятный, так как компания тиражирует собственную устоявшуюся бизнес-модель, когда отработаны все процессы, бренды, форматы магазинов.

Результаты сделки M&A не всегда однозначно прогнозируемы: в результате интеграции может быть потеряна часть команды или часть аудитории потребителей. Это вполне объяснимо, ведь при объединении часть функций может дублироваться, у головного предприятия, вероятнее всего, есть собственное представление, как развивать новый проект. Важно, чтобы все сильные стороны приобретенной компании, а также ключевые компетенции команды сохранились.

Когда в 2013 году «Яндекс» купил «Кинопоиск», стояла задача перейти от контентной модели к сервисной. Тогда была запущена обновленная версия, но она не устроила постоянных пользователей, аудитория ресурса заметно сократилась (по данным TNS Russia, c 20,8 до 15,2 млн человек за полгода). В этой ситуации «Яндекс» поступил грамотно и собрал обратную связь от посетителей портала, доработал и перезапустил ресурс. В этом году «Яндекс» уже объявил об объединении в одну компанию всех медиа-сервисов «Яндекс.Музыка», «Кинопоиск», «Яндекс.Афиша» и «Яндекс.Телепрограмма», поскольку они демонстрируют высокие результаты и являются перспективным направлением для развития.

Развиваться органически или через M&A, решение зависит от уровня консолидации рынка. Если рынок слабо консолидирован, при расчете результата сделки M&A не всегда очевидно, что будет получен синергический эффект и последует увеличение доли на рынке, хотя все зависит от конкретного случая.

На консолидированных рынках, когда возможности для органического роста уже практически исчерпаны, как раз сделки M&A становятся особенно актуальными. Так, если в 2016 году крупнейшая сеть на рынке бытовой техники и электроники «М.Видео» занимала 17,3% доли рынка, то после покупки второго по величине игрока «Эльдорадо», она увеличится до 25%. Совокупная выручка объединенной компании может достичь 450 млрд рублей к 2022 году, что позволит ей стать одной из крупнейших публичных компаний в своем сегменте.

Франчайзинг – еще одна стратегия развития, которая в принципе считается устоявшейся для российского рынка. С помощью франчайзинга компании решают разные задачи: даже если ставка сделана на открытие собственных магазинов, франшиза удобна для развития в удаленных регионах, куда компания пока не планирует заходить с собственной розницей, или где представлен лишь один (из целого пула) бренд/формат.

Модель наиболее актуальна для тех, у кого пока не отлажен процесс логистики, есть ограничения по объему денежных средств для развития. В этом случае целесообразнее использовать франшизу как модель для тиражирования, но следует помнить, что она сильно зависит от «уникальности» самого бизнеса. У проекта с низким порогом входа есть риск, что модель либо станет неактуальной через какое-то время, либо ее начнут копировать ваши партнеры. Инструментом защиты здесь служит уникальный бренд, продукт или формат магазинов: все российские франшизы, как правило, связаны с уникальной бизнес-моделью/ брендом.

Также для развития франшизы нужно иметь уже достаточно зрелый бренд, сформировать и отработать все процессы внутри. Только в этом случае ваш проект будет успешно тиражироваться. Стартапу всегда будет тяжело предложить франшизу, поскольку нет ни узнаваемого бренда, ни истории работы на рынке.

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Рекомендуемые материалы