Правительство, профсоюзы и компании готовят новое трехсторонее соглашение

Представители работодателей, профсоюзов и правительства начали переговоры по заключению нового генерального трехстороннего соглашения, которое будет действовать с 1 января 2024 года по 31 декабря 2026.

Новая версия генерального соглашения будет действовать в течение трех следующих лет, действующая была подписана сторонами в 2019 году. Документ де-факто является декларацией о согласованных действиях по регулированию социально-трудовых отношений и подписывается объединениями профсоюзов, работодателей и правительством.

Документ состоит из нескольких разделов, каждый из которых представляет консолидированную позицию сторон по вопросам экономической политики, регулирования рынка труда, начисления зарплат и обеспечения безопасности на производстве.

Цель документа — согласовать действия сторон социального партнерства, «наметить вектор», объясняет руководитель практики трудового права BGP Litigation Анна Иванова. По ее словам, обычно соглашение не устанавливает конкретные гарантии для работников и не налагает дополнительные обязанности на работодателей. При этом Трудовой кодекс предусматривает возможность отказа работодателей только от отраслевых соглашений или региональных соглашений по минимальной зарплате.

Сообщается, что несмотря на то, что этот документ носит рекомендательный характер, у сторон социального партнерства обнаружилось немало разногласий по его будущему содержанию. Например, профсоюзы хотели бы видеть в соглашении обещания ежегодной индексации зарплат на прогнозный уровень инфляции, а также закрепление нормы о том, что разница в зарплатах между 10% наиболее и наименее оплачиваемых групп работников на предприятии должна быть не более чем десятикратной.

«Сейчас мы сформировали первую версию документа, и, конечно же, ряд предложений, которые хотели бы реализовать профсоюзы и которые позволили бы улучшить положение работников, работодатели видеть в нем не очень хотят. Впрочем, у нас еще есть время до конца декабря, чтобы урегулировать разногласия и создать итоговую версию документа»,— отметил секретарь ФНПР Олег Соколов.

Например, по части экономической политики профсоюзы предлагают введение прогрессивного налогообложения доходов, а также установление налога на роскошь, что не поддерживают ни работодатели, ни правительство. В разделе о подходах к начислению зарплат работникам профсоюзы предлагают обязать работодателей индексировать их не реже одного раза в год на уровень прогнозной инфляции. Это работодатели и правительство также не поддерживают.

В свою очередь, работодатели предлагают добавить в раздел 6 будущего соглашения (развитие социального партнерства) пункт о необходимости снизить административную нагрузку на работодателей, оптимизировав контрольно-надзорные мероприятия. Также предложено перевести часть отчетности в сфере труда в электронный вид, но профсоюзы с этим не соглашаются.
В числе предложений правительства, которые нашли поддержку только одной стороны соглашения,— сокращение дифференциации зарплат между 10% наиболее оплачиваемых и 10% наименее оплачиваемых групп работников. Этот подход поддерживают работодатели, но не профсоюзы, предлагающие пойти дальше и установить конкретный целевой показатель для такой дифференциации — не более чем в десять раз.

Кроме того, правительство готово содействовать участию представителей профсоюзов в заседаниях руководителей компании с предоставлением им права совещательного голоса. Работодатели же выступают против такого новшества.

Источник: https://www.kommersant.ru/

0

Рекомендуемые материалы