Нас ждет кризис смысла работы

На рынке труда в отрасли товаров и услуг массового спроса (Fast Moving Consumer Goods, FMCG) по итогам 2020 года спрос на специалистов снизится на 30-50% после пандемии коронавируса, прогнозируют аналитики ProPersonnel. Причиной тому стали санитарные ограничения, которые принудили  руководителей бизнеса внедрять дистанционные и роботизированные форматы продаж. При этом автоматизация повлияла на бэкофис разных предприятий.

По прогнозам экспертов, сокращение спроса затронет пять следующих профессий в FMCG:

1. Продавец-консультант

Согласно исследованию Всемирного экономического форума и профессиональной соцсети LinkedIn в 2013-2017 гг., продавец-консультант была самой быстро исчезающей профессией в сфере потребительских услуг еще до пандемии. Основная причина – развитие электронной коммерции, онлайн-продаж, расширение возможностей доставки. Выпадающим звеном в этой схеме стал продавец-консультант: больше нет необходимости в таких технических обязанностях (подобрать, показать, принести, унести товар). Теперь поиск товара зависит от качества веб-сервиса, понятности и лаконичности описаний товаров на сайтах. На мнение покупателя влияет не консультация продавца, а отзывы других покупателей. Аналитики предполагают, что эта тенденция особенно затронет ретейл, продажи технически простой продукции, одежды, особенно люксовых брендов, стройматериалов, книг. Возможно, в будущем продавцы-консультанты смогут использовать свои знания психологии потребностей покупателей в поддержке и формировании онлайн-продукта.

Нас ждет кризис смысла работы, рынок труда, спрос на специалистов, спрос на специалистов FMCG, заменят операторов колл-центра, дистанционные технологии продаж, сократить издержки, внедрения современного программного обеспечения, внедрения электронного документооборота

2. Кассир

Безналичный расчет и бесконтактная оплата упростили повседневные покупки и контроль личных расходов, автоматизированные кассы и пункты самообслуживания появились во многих сетях супермаркетов «Вкусвилл», «Магнит», «Ашан» и в ресторанах быстрого питания. В перспективе автоматизированные кассы смогут воспринимать голосовое управление, научатся идентифицировать документы клиента для продажи товаров с ограничениями по возрасту.

3. Бухгалтер и финансист начального уровня

Во время пандемии компании стремились сократить издержки, в том числе, за счет специалистов с рутинными и повторяющимися операциями. Для их замены иногда достаточно внедрения современного программного обеспечения и электронного документооборота. К тому же становится проще взаимодействовать с госуслугами, пенсионным фондом, соцстрахом, статистикой.

4. Менеджер по продажам

Развитие дистанционных технологий продаж повлияет на эту профессию, особенно в сфере услуг: туризм, недвижимость, консалтинг, образование. Удаленная связь с клиентом через видеоконференции, презентация продукта онлайн, в том числе с использованием технологий 3D-моделирования, виртуальной и дополненной реальности, использование онлайн-оплаты позволяют заметно сэкономить время эффективных менеджеров по продажам, увеличив поток клиентов.

В будущем менеджеров по продажам вытеснят технологии искусственного интеллекта и обработки больших данных, которые будут лучше анализировать потребности клиентов, выявлять реальных покупателей, быстрее аккумулировать и обрабатывать аналитику по потребителям, причем по таким признакам, которые человеку недоступны (анализ мимики лица, тона голоса покупателя).

5. Оператор колл-центра

Уже сегодня роботы применяются для обзвона в ходе маркетинговых, социологических исследований, в простых рекламных компаниях, холодных звонках. В этом году «Сбер» начал внедрять роботов для обработки входящих звонков в рамках клиентского сервиса. Со временем роботы будут становиться умнее и смогут заменять операторов колл-центра в сопровождении и обслуживании постоянных клиентов.

Впрочем, телефонные продажи полностью роботизированы будут не скоро, особенно если речь идет о сложном продукте или услугах – юридических, медицинских или инвестиционных консультациях.

«В таких условиях HR-менеджерам нужно менять подходы к поиску и развитию сотрудников с новыми компетенциями. Имеющихся специалистов нужно будет переобучать и адаптировать к новым технологиям, к взаимодействию с машинами и роботами (около 28% бизнеса в FMCG уделяют этому внимание). В ближайшие годы мы столкнемся скорее не с кризисом занятости, а с кризисом смысла работы», – считает Татьяна Долякова, основатель агентства ProPersonnel.

Фото Unsplash

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Рекомендуемые материалы