Нам бы день продержаться: 5 трендов в консалтинге

Почему бизнес в целом и консалтинг в частности так не любят загадывать на будущее; удалось ли построить цивилизованные отношения, о которых так много говорилось 10 лет назад, и какие надежды связаны с искусственным интеллектом и криптовалютами, порталу HR-tv.ru рассказал Александр Беспалов , гендиректор консалтинговой компании.

керосинка, керосиновая лампа, горит, свет, консалтинг, тренды консалтинга,  Александр Беспалов, Беспалов и партнеры, тенденции консалтинга, Рынок консалтинга, изменения на Рынке консалтинга, консалтинговые услуги, сервис, клиенты консалтинга, спрос на консалтинговые услуги

Тренд 1. «Консалтинг – это не плохо, а очень плохо».

Еще 10 лет назад я как-то давал интервью журналу Coach на тему консалтингового рынка в России. Тогда, помню, я сказал фразу «рынка консалтинга в России нет». Я имел в виду, что цивилизованного рынка консалтинга не сложилось – не было понимания у собственников и директоров бизнеса необходимости и полезности консультантов, не было культуры выстраивания отношения с консалтинговыми компаниями.

Прошло 10 лет, и сейчас я могу откровенно сказать – к сожалению, стало только хуже.

Мы надеялись на становление рынка и «цивилизованных» отношений в бизнесе. Получили – уход бизнеса в тень, полное отсутствие понимания перспектив, высочайшую неопределенность и риски.

Стратегический консалтинг мало кому нужен – потому что мало кто думает о стратегии. Прогнозы больше, чем на 1-2 года вперед вызывают разве что улыбку.

В условиях высокой неопределенности и политических и экономических рисках каждый старается выживать. Где уж тут понимание пользы консультантов.

Когда заказчик слышит, что «волшебную таблетку» ты ему предложить не можешь, и консалтинг (что стратегический, что операционный) – это двусторонний процесс, с полным вовлечением собственника и менеджмента компании, то он теряет и без того слабый интерес к консультированию.

Читайте также: 3 позитивные и 2 не очень тенденции в консалтинге

Тренд 2. «Не важно, что нужно придумать, чтобы вам не заплатить – я придумаю»

К сожалению, мы наблюдаем систематическое нарушение договорных обязательств заказчиками, под любыми предлогами (или без предлогов вообще), при этом от консультантов требуется выполнить обязательства, даже если это становится технически невозможно сделать.

Пример – необходимо оформить определенные документы для реализации проекта. Как их оформить для получения результата, знает только заказчик. На протяжении 3 месяцев и десятков напоминаний проекты оформления так и не получены. При этом отсутствие результата выставляется в претензию консультантам. А и Б, то есть причину и следствие, заказчик сложить не хочет или не может.

И таких примеров, к сожалению, масса.

При оплате подрядчиков и контрагентов, когда денег у компании на всех не хватает, консультанты автоматически становятся практически всегда в конец очереди.

Тренд 3. «Нам бы день продержаться, да ночь простоять»

Стратегические задачи сменяются больше оперативными. Запросы из разряда «как снизить издержки «в моменте» или оптимизировать налогообложение в этом квартале заменяют разумный долгосрочный подход к бизнесу, реальное планирование меняется на «авось».

По сути, мы откатываемся во многом обратно в 90-е, когда долгосрочные решения никто не принимал просто в силу отсутствия понимания, что завтра твое предприятие будет еще живо. Сейчас мы часто наблюдаем похожие явления.

Тренд 4. «Лучше мало, но свои»

Российский бизнес в большинстве своем так и не научился работать на мировом рынке. Частично из-за наплевательского подхода к другим и нежелания разбираться в чужом менталитете, изучать особенности и специфику ведения бизнеса в Европе или Азии, частично из-за высоких международных рисков и страха очередных совершенно непредсказуемых и «диких» взаимных санкций.

Причем проблема не в самих санкциях, а именно в непредсказуемости внешней политики государства, невозможности предсказать, с кем мы завтра будем «дружить», а с кем закроем границы. При таком подходе долгосрочные отношения с зарубежными партнерами выстраивать крайне сложно, а если учесть высокие инвестиции во внешнеторговые или зарубежные проекты, они становятся слишком рискованными.

Соответственно, многие бизнесы ориентируются на внутренний рынок, из чего складываются и запросы на консалтинг – внутреннее кредитование, субсидии и участие в гос. закупках, оптимизация работы внутри страны.

Бизнес становится снова «местечковым», теряя последние остатки конкурентоспособности на мировом рынке.

консалтинг, тренды консалтинга,  Александр Беспалов, Беспалов и партнеры, тенденции консалтинга, Рынок консалтинга, изменения на Рынке консалтинга, консалтинговые услуги, сервис, клиенты консалтинга, спрос на консалтинговые услуги

Тренд 5. «Выше только звезды»

Многие консалтинговые компании (и мы среди них) видят спасение в новых отраслях и технологиях, которые создают новые рынки или кардинально меняют старые.

Читайте также: За себя или команду? О мотивации в консалтинге

От разработок автоматизированных аналитических систем до вывода компаний на ICO (вместо IPO, которое в России практически умерло).

От искусственного интеллекта и больших данных до блокчейна и криптовалют.

Возможно, именно в этом выход для нашей столь нелюбимой многими отрасли.

По крайней мере, до тех пор, пока консультантов не заменит искусственный интеллект, нейросети и роботы.

P. S. Мнение автора не претендует на истину в последней инстанции, и автор будет крайне рад ошибиться в прогнозах.

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы