Как избежать эпидемии выгорания сотрудников: инструкция для руководителя

Привычка «жить на работе» в постпандемийном обществе прижилась довольно быстро, неизбежно повышая и без того высокий градус стресса. И, как следствие, эпидемия выгорания сегодня интересует Всемирную Организацию Здравоохранения не меньше, чем объявленный побежденным COVID-19. Эмоциональное выгорание официально признано фактором, влияющим на состояние здоровья, и включено в Международный классификатор болезней (МКБ) с описанием: «синдром, возникающий как результат хронического стресса на рабочем месте, с которым не удалось справиться».

По данным исследования Gallup, 76% сотрудников в той или иной степени переживали «эмоциональную опустошенность» в процессе работы.

Как уже было отмечено, мы имеем дело с настоящей эпидемией выгорания. Как быть в этих условиях современному руководителю, обсудили с Ольгой Борисовной Чижевской, бизнес-тренером, исполнительным директором Ассоциации медицинских центров и врачей «Лига подиатрии», директором ООО «Подиатр».

Действовать на опережение

Привычка строить работу с сотрудниками по принципу «этот менеджер сломался, давайте его починим» не логична по своей сути. Следуя принципам здорового образа жизни, мы стараемся сначала предотвратить болезнь, верно? Так и тут, важно уделять время психологическому настрою в коллективе, нежели, заметив снижение эффективности, скажем, субсидировать отделу покупку абонементов в спортзал. Плыть по течению удобно, но бизнес не терпит такой подход. Поэтому, например, в нашей компании мы уделяем много внимания составлению психологического портрета сотрудников. Уже при приеме в команду мы используем методы типирования MBTI (типология личности по Майерс–Бриггс), чтобы понимать, как поведет себя человек в той или иной ситуации, какие у него приоритеты и т.д.

Кроме того, здоровый, активный спортивный образ жизни «зашит» в нашей корпоративной культуре. И это куда эффективнее, чем спорадический всплеск интереса к well-being, проявившийся в однократных инициативах.

Отказаться от перфекционизма там, где это возможно

Все-таки недаром психологи называют перфекционизм «модной заразной болезнью». Казалось бы, что тут плохого – человек стремится делать все идеально, на пять с плюсом. Но есть нюанс… Старательный, но тревожный сотрудник буквально загоняет себя в ловушку. Неврозы активизируются и расцветают пышным цветом. В сложных случаях желание доводить все до идеала перерождается в навязчивые состояния. И вот тут часты случаи выгорания. Жить в постоянном стрессе невозможно. Если офис ассоциируются с местом, где ты постоянно испытываешь тревогу, сил для преодоления трудностей это не прибавляет.

Зацикливаясь на результате, сложно получать удовольствие от процесса. Причем любого. Подумайте сами, одно дело продумывать мероприятие, вдохновляясь деталями, и другое - всю дорогу переживать, не подведут ли подрядчики, останутся ли довольны гости.

Мне попадались исследования, что именно миллениалы (сотрудники 30-40 лет) больше всего подвержены перфекционизму и сопутствующему риску выгорания. Погоня за личной эффективностью и готовность посвящать все время работе приводят к неизбежному энергетическому овердрафту. Поощряя таких сотрудников к свершениям, можно… их потерять. В условиях вышесказанного мне кажется весьма опрометчивым твит Илона Маска о том, что «мир не изменить, работая всего 40 часов в неделю». Ни один карьерный вызов не стоит потери драйва от работы. «Перетренировка» как в спорте, так и в офисе имеет печальные последствия.

Составлять четкие инструкции

Социальные психологи не раз упоминали в современных исследованиях, что человеческий мозг не создан для такой высокой степени неопределенности, с которой мы сталкиваемся сегодня. В условиях перемен как никогда важны четкие инструкции для персонала. Они снижают градус неопределенности и тревожности. Позволяют идти «методом маленьких шагов» к цели.

И именно лидеру бизнеса важно предусмотреть обеспечение непрерывности работы компании: все рабочие системы и инструменты, необходимые сотрудникам для выполнения их обязанностей, должны быть доступны и удобны.

Изучать современные принципы мотивации

Когда люди чувствуют вдохновение, мотивацию и поддержку на своей работе, они выполняют больше работы - и эта работа значительно меньше влияет на их общее состояние здоровья и благополучие. При этом важно учитывать, что старые инструменты мотивации работают не так эффективно. С ростом числа соискателей-«зумеров» это становится все заметнее. Изучению триггеров их мотивации посвящаются многочисленные исследования. Они показывают, что ценностями для сотрудников стали непрерывное обучение, гибридный формат занятости, понятная управленческая иерархия. А также важно понимание значимости своей роли в компании и значимости компании в улучшении жизни общества. В нашем случае миссия бренда суперочевидна – мы работаем со здоровьем, улучшаем качество жизни людей.

Развивать эмоциональный интеллект у сотрудников на руководящих должностях

Способность распознавать эмоции окружающих дает возможность поднимать боевой дух коллектива даже в кризисных ситуациях. Вот почему я уделяю повышенное внимание прохождению тренингов EQ для руководящего состава (и не только).

Эмпатичный начальник активно слушает подчиненных и всегда заметит у сотрудника разрушающие паттерны поведения. Ту же склонность к самопожертвованию, чрезмерное стремление быть хорошим. Такой сотрудник склонен брать на себя чужую работу, чтобы выглядеть и ощущать себя нужным. Но в итоге наступает опустошение.

А еще «эмоционально подкованный» менеджер эффективно следит за градусом тревожности в коллективе, предвосхищая проблемы и… действуя на опережение, о чем мы уже говорили в самом начале.

В конце концов, кратковременный стресс, который завершился победой и преодолением препятствий — это полезно: встряска для ума и тела, которая активизирует наши внутренние ресурсы. Но жить в режиме постоянного, хронического стресса - прямой путь к «выжженному полю».

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы