Как взыскать с сотрудника задолженность перед увольнением?

В устоявшемся понимании задолженность бывает только у работодателя перед сотрудником. Ему не выплатили зарплату, не начислили командировочные или больничный. Или, например, по итогам судебного спора не заплатили средний заработок за время вынужденного простоя. Но нередко бывает и обратная ситуация, и решать ее тоже должен HR.

Как взыскать с сотрудника задолженность перед увольнением, Кожемякина Елена, BLS, Основания для удержания из зарплаты, удержание из зарплаты, Удержать деньги, удержание зарплаты, задолженность сотрудника, ТК РФ

Например, работодатель расстается с сотрудником по сокращению штата или соглашению сторон с определенной выплатой. Но у сотрудника есть задолженность, которую он официально и письменно признал. Как компания может возместить этот долг ?

Читайте также: Как и почему можно снизить зарплату сотрудникам?

Самое «простое» решение: человек согласен, пишет заявление, и организация удерживает средства из выплаты ему. Увы, но рекомендовать такой вариант нельзя. Дело в том, что «вычет» на основании заявления по сути противоречит действующему законодательству, а значит, несет существенные риски — и судебные, и административные. Основания для удержания из зарплаты в счет погашения долга перед работодателем регламентирует ст. 137 Трудового кодекса РФ.

Удержать деньги работодатель может, если работник должен погасить задолженность, когда:

  • надо возместить неотработанный аванс, начисленный в счет зарплаты;
  • надо погасить невозвращенный аванс на командировку;
  • сотруднику перечислили лишнюю сумму;
  • при увольнении до конца года, за который сотрудник уже получил отпускные.

Кроме того, компания обязана удержать средства по исполнительному документу, например, листу на взыскание алиментов. И для всех этих ситуаций существуют лимиты. Этот список является закрытым, и такого фактора как письменное заявление работника в нем нет.

Компенсировать задолженность де-факто можно лишь двумя способами: через отдельное поручение либо привлекая работника к материальной ответственности.

Если говорить о поручении, основной его принцип добровольное распоряжение человеком своими денежными средствами. И в этом главное отличие от заявления, которое, как правило, базируется на взаимоотношении двух сторон и в этом случае регламентирует именно трудовые отношения. Поручение же будет носить характер гражданско-правовых отношений и подтвердит свободное волеизъявление работника .

Второй вариант удержания более сложный и связан с привлечением к материальной ответственности. Для этого потребуется установить размер причиненного ущерба, потребовать письменно объяснение от работника и в течение месяца после определения ущерба издать распоряжение о взыскании установленной суммы. Если срок истек или работник не согласен, а сумма превышает средний месячный заработок, взыскивать убыток придется через суд.

Конечно, указывать материальную ответственность лучше в документах еще при приеме на работу. Действия пост-фактум, перед расторжением договора, особенно, если речь идет о конфликтном сотруднике, будут проблематичными. Сотрудник вряд ли подпишет такое «новшество», а если вы примите это в одностороннем порядке, обращение в ГИТ или суд почти неизбежно. Сложно представить, что судья примет решение в пользу работодателя. В любом случае вам придется доказывать ущерб, его размер и степень вины работника, исходя из чего и будет приниматься решение о возмещении .

Как взыскать с сотрудника задолженность перед увольнением, Кожемякина Елена, BLS, Основания для удержания из зарплаты, удержание из зарплаты, Удержать деньги, удержание зарплаты, задолженность сотрудника, ТК РФ

Помнить надо и еще об одном нюансе. Взыскивать задолженность с работника лучше, когда трудовые отношения еще действуют. При собранных доказательствах, вы как минимум сможете удерживать средства из зарплаты. Взыскать долг после увольнения по сути можно только в рамках гражданских отношений и только через суд.

Смотрите также: Делу время – пенсии час. PwC

Так или иначе, взыскание средств с сотрудника одна из самых сложных тем. И если ошибки и переплаты Трудовой кодекс все же регулирует, позволяя возместить ущерб, другие причины задолженности остаются по сути вне правового поля. И если материальной ответственности у работника не было, компании остается рассчитывать на порядочность человека и поручение от его имени. Или же придется готовиться к тяжелым судебным разбирательствам.

Фото Unsplash

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Кристина Алексеева
Три мифа о пути сотрудника, или почему работа с EX — это больше, чем HR

Многие компании стремятся улучшить опыт сотрудников (Employee Experience, EX), но нередко строят его на устаревших мифах. Они представляют путь сотрудника как линейный процесс, возлагают всю ответственность на HR или пытаются внедрить универсальные решения. Однако реальность сложнее: путь каждого сотрудника индивидуален, его формируют не только HR, но и вся организация. Ключ к успеху — гибкость, персонализация и соответствие корпоративных ценностей реальным условиям работы.

Кристина Алексеева, руководитель комплексных трансформационных проектов, фасилитатор, ментор команд, HR-эксперт с опытом работы на топ-позициях в российских и международных компания, разберёт три распространенных мифа об EX и расскажет, почему работа с опытом сотрудников — это стратегическая задача бизнеса.