Как кризисы меняют руководителей: выживает сильнейший

Последние несколько лет мы живем в постоянном кризисе: скачки курса рубля, пандемия, западные санкции и разрыв отношений с зарубежными партнерами. Кризисы становятся неотъемлемой частью нашей жизни и бизнесу приходится пересматривать свои подходы во всем, в том числе и в выборе управленцев. Именно руководители в этом бушующем море становятся капитанами, которые, ни смотря ни на что, должны вести корабль в тихую цветущую гавань. От особенностей характера топ-менеджера, эффективности и модели управления зависит, как быстро предприятие преодолеет переломный момент и справится ли с ним вообще.

Так какими качествами должен обладать руководитель новой эпохи управления? Сегодня мы расскажем, какие топ-менеджеры станут наиболее востребованными в период турбулентности.

Гибкие

Как говорится, нестандартные задачи требуют нестандартных решений. Поэтому кризис — это то самое время, когда руководителям можно и нужно отступать от существующих правил. И смотреть не на инструкции, а на происходящее вокруг и уметь действовать по ситуации.

Например, если вы видите, что у клиентов изменилось пользовательское поведение, лучше сразу же подстраиваться под эти реалии, а не дожидаться новых регламентов. Важно делать не то, что хочется или то, что уже умеешь, а то, что ценно для заказчика в данный момент времени. Потому что если продолжать работать по-старому в новых условиях, то запросы клиентов не будут удовлетворятся, а рентабельность предприятия рухнет.

Оптимисты

Если постоянно думать о том, как все плохо, сложно и непонятно, можно растерять свою эффективность и опустить руки. Именно поэтому очень важно уметь отключаться от потока льющегося отовсюду негатива, «выходить из пожара». Грамотный руководитель воспринимает неопределенность с энтузиазмом, становясь более инициативным и креативным. Он меняет ракурс мышления и смотрит на кризис как на точку роста, а не как на крах всего.

Мое жизненное кредо – видеть возможности там, где другие видят препятствия. Ведь лучше сосредоточиться на том, что можно изменить и улучшить в своей работе для достижения новых вершин, а не печалиться о несправедливости мира и сложном положении дел. Такой подход помогает руководителю развивать бизнес несмотря ни на что, быстро находить новые источники прибыли.

Многофункциональные

В кризис особенно важно быстро переключаться с одной управленческой роли на другую, и мгновенно понимать, кто из сотрудников нуждается в данную секунду в надсмотрщике, а кому нужен спокойный наставник или лидер.

Кроме того, один и тот же руководитель в разных ситуациях может быть востребован и как управленец, и как креативщик, и даже как исполнитель. Среди моих знакомых боссов есть пример руководителя проекта, взявшего на себя в период жесткого кризиса обязанность по доставке опытных образцов заказчику — несмотря на ранги и занятость он подхватил ту сферу, которая «провалилась», и показал на своем примере что иногда не важно, какая у тебя должность и обязанности, важна нацеленность на результат.

Имеющие высокий эмоциональный интеллект

Основа любого бизнеса — люди, и именно о них важнее всего думать в период турбулентности. Поэтому хороший руководитель должен обладать высоким EQ и быть немного психологом: поддержать, успокоить, приободрить. Найти нужные слова, чтобы убаюкать тревожность сотрудника, мешающую его работе; осознавать переживания и страхи команды, быть чутким, внимательным, заботливым.

В кризисные моменты будьте особенно открыты и доступны для подчиненных — делитесь новостями, рассказывайте про текущее состояние дел и повестку дня, изменения в компании. Относитесь к коллегам с пониманием, видя в них в первую очередь людей, а не работников. Это действительно важно для сохранения команды и обеспечения эмоционально благоприятной атмосферы в коллективе.

Решительные

Иногда кризис заставляет руководителя принимать жесткие, бескомпромиссные решения, которые с большой долей вероятности будут восприняты коллективом в штыки. Бывает, что принимать их приходится не только в сжатые сроки, но и единолично. Это огромная ответственность, которую не каждый готов взять на себя.

Никто не хочет сокращать штат, урезать зарплаты или закрывать филиалы. Но бизнес есть бизнес, и порой это приходится делать, даже если очень не хочется. Чтобы справится с этими непростыми задачами нужны смелость, решительность и даже немного авторитарности.

Принимающие помощь

Как показывает практика, в большинстве сложных ситуаций есть какой-то ресурс извне, который может помочь или направить компанию в нужное русло. Это могут быть государственные программы, меры поддержки бизнеса, частные консультанты или коллеги по отрасли, которые готовы поделиться экспертизой.

Поэтому руководителю не стоит бояться принимать такую помощь и искать ее самостоятельно – приглашайте экспертов, проводите специальные сессии, запрашивайте гранты, обращайтесь за содействием к органам власти и профессиональным ассоциациям. Используйте для выхода из кризиса все имеющиеся возможности и ресурсы.

В заключение хочется сказать, что кризис — это ситуация, когда случилось что-то плохое, что застигло вас врасплох. В тот момент у вас не было плана действий на этот случай. Но в тот момент, когда у вас появляется план действий, ситуация перестает быть кризисом. Планируйте, подстраивайтесь под происходящее и используйте кризис в интересах своего бизнеса.

Автор: Наталья Краснобаева, CEO&Founder Hopper IT

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы