"Инвестиционный калькулятор – не панацея, но клиентов нам прибавил"

Рынок ценных бумаг в России возродился во второй половине 1991 года, однако по-настоящему развиваться он начал лишь с начала 2000-х. За последние 15 лет на нем сложились свои правила работы и ассортимент опционов. При этом стандартные предложения часто не соответствуют конкретным запросам клиентов.

Как эту проблему, усложняющую работу инвестиционной компании с клиентами, решили в  QBF – создав специальный калькулятор – порталу HR-tv.ru в рубрике "Прорыв" рассказали эксперты этой организации: Александр Аржаев , руководитель отдела количественного анализа, и Мадина Абаева, руководитель аналитического отдела.

Для справки

Инвестиционный калькулятор - это внутренний инструмент персонала инвестиционной компании QBF , который позволяет достаточно быстро определить стоимость опциона с названными клиентом параметрами и уникальной структурой. Опцион – договор, который дает право совершить сделку в будущем по заранее оговоренным условиям. Это один из основных инструментов на фондовом рынке.

цифры, Инвестиционный калькулятор, Рынок ценных бумаг, опционы, QBF, Александр Аржаев, Мадина Абаева, framework, фреймворк, QBF-калькулятор, риск, срок, базовые активы, вид опциона, азиатский, гималайский, Трейдер, механизм расчета справедливой стоимости QBF-опциона, финансовый советник

- Как вообще возникла мысль создать калькулятор?

Александр: Идея создания родилась из потребности удовлетворить запросы клиентов. Например, к нам приходит человек с желанием зарабатывать на росте курса доллара с риском по своим инвестициям в 10%, при этом продукт желательно приобрести на 6 месяцев. Готового продукта с такими параметрами не существует.

Читайте также: Как начать карьеру продавца, чтобы вырасти до гендиректора

- Что бы пришлось делать сотруднику, не будь у него вашего калькулятора?

Александр: Ему бы пришлось либо покупать имеющиеся на рынке продукты, которые бы не полностью соответствовали ожиданиями заказчика, либо клиенту бы пришлось вовсе отказаться от идеи реализовывать свою стратегию. Этот инструмент позволяет вычислять стоимость опциона, который не котируется на бирже. Впоследствии данный опцион будет создаваться синтетически – посредством котирующихся на бирже инструментов.

Мадина: Созданный нами калькулятор работает по принципу фреймворк (framework). Последний термин достаточно распространен: так называют программное обеспечение, которое облегчает разработку и объединение разных компонентов большого проекта. В QBF-калькулятор вводятся определенные параметры – риск, срок, базовые активы. Затем необходимо выбрать вид опциона, который подойдет клиенту, например, азиатский, гималайский и так далее. В результате корпоративное приложение высчитывает стоимость предложения по этим параметрам. Трейдер же делает вывод о том, какие действия ему надо произвести для синтетического создания и поддержания такого опциона.

- Какие факторы благоприятствовали созданию этого инструмента?

Мадина: На отечественном рынке слабо развиты инструменты для оценки экзотических, то есть уникальных, составленных по индивидуальным запросам клиента, опционов. Для сравнения, на развитых рынках практически по любым запросам может быть сформирован определенный продукт, который не продается на рынке в готовом виде. Инвестиционный калькулятор решил эту проблему: теперь у нас есть гибкая структура для осуществления практически любой идеи.

- Как создавался калькулятор?

Александр: Над продуктом работали два отдела нашей компании. Отдел количественного анализа создал механизм расчета справедливой стоимости QBF-опциона, а отдел аналитики, соответственно, генерирует сами идеи, актуальные на текущий момент.

- Как вы ознакомили сотрудников с калькулятором? "Спускали" инструкцию через менеджеров?

Александр: Калькулятором пользуется только аналитический отдел и отдел количественного анализа. Данный инструмент очень прост в использовании для людей, которые понимают, что такое опцион и как формируется цена на него. Поэтому каких-то особенных инструкций мы не делали.

Читайте также: Чьих будете? Как вывести на рынок незнакомую услугу

- Если инструмент такой удобный, почему калькулятором пользуется не сотрудник, непосредственно разговаривающий с клиентом, а аналитический отдел?

Мадина: Инструмент легкий для аналитика или трейдера. Человек, который работает с клиентами (финансовый советник), не должен разбираться в опционных стратегиях и тем более понимать, как считается стоимость опционов. Плюс создание продукта/стратегии - это централизованный процесс, который происходит в рамках общего видения рынка компанией. В задачи наших клиентских менеджеров не входит непосредственно создание продукта, они должны выявить потребности клиента.

Наша задача (аналитического отдела и отдела количественного анализа) – на основе этих данных сформировать общую макростратегию и единые подходы к выбору активов и определению рисков.

цифры, Инвестиционный калькулятор, Рынок ценных бумаг, опционы, QBF, Александр Аржаев, Мадина Абаева, framework, фреймворк, QBF-калькулятор, риск, срок, базовые активы, вид опциона, азиатский, гималайский, Трейдер, механизм расчета справедливой стоимости QBF-опциона, финансовый советник

- Какова цепочка? Появился запрос – менеджер передает его аналитикам – те выдают предложения?

Мадина: Первый вариант: клиент приходит с запросом, разговаривает с менеджером, потом аналитический отдел и отдел количественного анализа создают наиболее подходящую стратегию и рассчитывают ее параметры для конкретного заказчика. Для этого достаточно 1 дня.

Второй вариант: менеджер предлагает уже готовую стратегию, которая актуальна в данный момент. Второй вариант намного популярнее и не требует таких временных затрат.

- Какие у сотрудников возникали сложности в пользовании этим инструментом и как вы решали возникающие вопросы?

Александр: Сложностей в использовании не было. Однако обмен мнениями и внесение в калькулятор изменений происходят постоянно. Мы часто добавляем новые базовые активы в QBF-калькулятор, а также новые стратегии.

- Какие организационные плюсы введения уже заметны? Стали ли сотрудники тратить меньше времени на обслуживание, выросло ли число довольных клиентов или др.?

Мадина: Появились новые клиенты, которых обычные услуги доверительного управления не интересовали. А стратегии, построенные на основе нашего калькулятора, им показались очень интересными и перспективными. Мы дали клиентам кастомизированный и персонализированный продукт, а сегодня это очень ценится на рынке.

- Как на появление инструмента отреагировали конкуренты?

Александр: Конечно, многие компании тоже пытаются разобраться в тонкостях оценки экзотических опционов. Чья работа эффективнее, покажет сам рынок.

- А какие меры защиты вы приняли, чтобы ваш инструмент не оказался в один прекрасный день у персонала конкурирующей организации или вы легко им поделитесь?

Александр: Специализированный отдел банка или инвестиционной компании сможет создать аналогичный инструмент при желании. Тут встает вопрос об его рентабельности и правильности использования с точки зрения инвестиционных идей. Такой калькулятор – не панацея, а лишь инструмент, с которым нужно грамотно работать.

Мадина: Мы сами разрабатываем инвестиционные идеи, которые актуальны в течение 1-1,5 мес., либо создаем продукт под рыночные ожидания клиента. Это ведь фондовый рынок – здесь запросы и ожидания меняются ежедневно. Чтобы соответствовать этим изменениям, нужно все время меняться и предлагать что-то новое.

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы