Корпоративное образование- не роскошь, а необходимость

hr управление_персоналом бизнес организация компания корпоративное корпоративный персонал сотрудники персонал управление_персоналом подбор_персонала рекрутинг Большинство компаний недовольно образованием сотрудников, полученным в «классических» вузах. Дело не только в том, что оно часто не подходит для современного бизнеса, – одного этого образования совершенно недостаточно.

Социальная сеть LinkedIn c 350 млн пользователей – крупнейшее хранилище профессиональных резюме в мире. Большую часть денег сайт зарабатывает тем, что помогает компаниям искать себе сотрудников. В апреле LinkedIn объявил, что покупает сайт Lynda.com, продающий образовательные видеоролики: на эту сделку компания потратила две трети своей годовой выручки, наличными и акциями.

Недостаточно просто помогать профессионалам найти новую работу, надо дать им возможность приобрести новые навыки, написал гендиректор LinkedIn Джеф Вайнер, комментируя сделку. Карьера в XXI веке неотделима от постоянного обучения хотя бы потому, что сложившаяся система образования не способна подготовить выпускников ко всему разнообразию задач, которые им придется решать на рабочем месте.

Большинство компаний готовы подписаться под словами Вайнера: по оценкам Deloitte, мировые затраты на корпоративное образование в разных формах составляют $130 млрд, а в США – $70 млрд. В самых щедрых, технологических отраслях фирмы готовы тратить на обучение своего сотрудника по $1800 в год.

Владимир Лисин , председатель совета директоров НЛМК

«Огромное количество выпускников получает нынче высшее образование, а потом возникает вопрос: где эти профессиональные кадры? А потом мы, промышленники, начинаем их переподготавливать. Потому что в вузах люди получают огромный диапазон знаний, но, увы, непрофильных».

Интервью «Коммерсанту»

Российские компании, подсчитали аналитики группы компаний «Малакут», потратили в 2013 году на обучение и повышение квалификации своих сотрудников 46,7 млрд рублей (данных за 2014 года пока нет). Получается, на Россию с ее 2,5% мирового ВВП приходилось 1,5% таких затрат. Это связано с невысоким уровнем конкуренции на внутреннем рынке, считает ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов. «Мы находимся в ситуации, когда экономика достаточно закрытая, а конкуренция низкая: подобная тенденция характерна почти для всех отраслей, – заявил он журналу РБК. – К сожалению, это позволяет выживать и слабым образовательным учреждениям, и слабым компаниям».

Председатель правления Сбербанка Герман Греф приводил статистику, по которой 60% российских работодателей считают квалификацию своих сотрудников критически недостаточной. Несоответствие ожиданий работодателей и знаний и компетенций выпускников – это общемировая, а не специфически российская проблема, уверен Шаронов. Но ситуация становится лучше – компании готовы вкладывать в обучение и переобучение сотрудников все больше.

Все крупнейшие компании России и самые богатые бизнесмены в стране так или иначе вкладывают в образование – либо собственных сотрудников, либо студентов, которые смогут пойти к ним работать, либо тех и других. Поддерживают кафедры в Физтехе, МГУ, Высшей школе экономики и десятках других вузов, проводят тренинги для своих сотрудников, иногда даже строят собственные корпоративные университеты. Аудитория этих образовательных проектов – сотни тысяч или даже миллионы человек по всей стране.

Роман Авдеев, владелец Московского кредитного банка

«В России хорошее энциклопедическое образование. Это подходит для индустриального общества, но, к сожалению, не всегда применимо в постиндустриальную эпоху».

Интервью Forbes

Задачи, которые компании решают при помощи программ корпоративного образования, самые разные: одни переучивают высших менеджеров и готовят кадровый резерв, приглашая бизнес-тренеров, другие массово обучают рядовых сотрудников – особенно это нужно ретейлу. Технологии обучения тоже самые разные. Помимо собственных тренеров и внешних провайдеров все больше компаний использует электронное обучение. Например, Альфа-банк подписан на электронную библиотеку и предоставляет сотрудникам бесплатный доступ. Сбербанк содержит университет и издает книжную серию. «Яндекс» открыл собственный факультет вместе с ВШЭ, а Mail.Ru Group в сотрудничестве с МГТУ им. Баумана организовала свой «Технопарк».

Достоверных данных о масштабе и особенностях российского рынка корпоративного образования нет даже у самих его участников: абсолютное большинство компаний ограничивается публикацией перечня образовательных программ. Трудно понять, кто является лидером в этой сфере. Большие компании тратят на эти цели больше денег, но ведь объем потраченных средств – это еще не все. Чтобы исправить ситуацию, журнал РБК публикует первый рейтинг российских компаний, уделяющих корпоративному образованию наибольшее внимание.

15 лидеров

Многие проигнорировали запрос, ряд компаний отказался предоставить необходимую информацию, в том числе и известных своими масштабными программами корпоративного обучения.

«Мы готовы рассказывать, как мы обучаем, но не готовы выворачивать карманы», – заявил РБК официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов. Отказались заполнить анкеты ЛУКОЙЛ, ВЭБ, «Росгосстрах», «Норильский никель», не прислали данные «Роснефть», ВТБ и X5 Retail Group.

Положение компании в рейтинге определялось долей затрат на обучение сотрудников в фонде оплаты труда, ростом образовательных расходов в последние годы, ростом доли сотрудников, вовлеченных в образовательные программы. Значение имел и размер штата – при прочих равных, более многочисленные компании занимали более высокое место в рейтинге. Наконец, мы учитывали прозрачность в области раскрытия бюджетов и программ, что повлияло на итоговую позицию в рейтинге. Например, корпорация «Росатом» получила меньший балл, предоставив не всю необходимую информацию (в анкете не было вопросов, так или иначе затрагивающих вопросы гостайны).

Олег Дерипаска, председатель совета директоров и владелец «Базового элемента»

«Я предъявляю высокие требования к своим топ-менеджерам и недавно рекомендовал им защитить как минимум кандидатскую диссертацию в той области, в которой они работают».

На первом месте в рейтинге – Сбербанк, который также является лидером по абсолютным затратам на корпоративное обучение: больше 2 млрд рублей в 2014 году. Одно только строительство корпоративного университета, завершившееся в конце 2014 года, обошлось банку более чем в 10 млрд рублей. За ним – компания «Евросеть» (рознице приходится много вкладывать в обучение линейного персонала), на третьем – «Газпром нефть», которая тратит значительные деньги на формирование кадрового резерва. В число лучших 15 компаний рейтинга вошли еще один банк, четыре телекоммуникационных и три металлургических компании, еще по одной представляют добычу нефти и нефтехимию, энергетику и атомную промышленность (см. на с. 30).

У всех компаний, заполнивших анкеты, средние затраты на обучение существующих и потенциальных сотрудников составляют 0,73% ФОТ и колеблются в широких пределах (0,11–3%). Только три компании из опрошенных тратят на эти цели больше 1% ФОТ. Но за один только 2014 год все вместе участники опроса – заметная, но не большая часть российской экономики – дали новые знания и навыки около 2 млн человек, потратив на это больше 8 млрд рублей. И в 2015 году, если верить предоставленным прогнозам, расходы вырастут, а не упадут, несмотря на кризис.

Источник: http://www.rbcdaily.ru/

0

Рекомендуемые материалы