«Потанин знает, как из дважды два сделать пять и даже шесть»: как миллиардер помогает главному музею страны
Благотворительный фонд Владимира Потанина (богатейшего россиянина по данным Forbes Real-Time) отметил свое двадцатилетие, выплатив в 2019 году более 1 млрд рублей в виде стипендий и грантов. Стратегия фонда Потанина — ставка на самовоспроизводящиеся проекты и программы, меняющие профессиональную среду, поддержка лидеров в области образования, культуры и филантропии — не менялась в течение всех 20 лет, которые существует организация.
Фонд возник как естественное продолжение благотворительных инициатив своего основателя, миллиардера Владимира Потанина. «Я шел скорее по бизнесовой привычке, от спроса. Что мне казалось в тот момент востребованным, то и предложил, — рассказывал Владимир Потанин о создании фонда в интервью Forbes. — Сначала были выбраны стипендии в самых разных областях, возможно, потому, что я еще сам не забыл, как учился в институте, мне было приятно общаться с молодежью».
С 2000 года Владимир Потанин вручает именные стипендии студентам (сначала своей alma mater, МГИМО, а сейчас в конкурсе участвуют студенты 75 вузов по всей стране, стипендия составляет 25 000 рублей), с 1997 года поддерживает Государственный Эрмитаж. Как говорит Потанин, он может быть не в курсе оперативной работы фонда, но все, что делает фонд от его имени, отражает его жизненные ценности и личные симпатии.

Так что МГИМО и Эрмитаж у Владимира Потанина и его фонда вне конкуренции. Если МГИМО — это юность бизнесмена («Такая подпитка энергией: возишься со студентами и как будто сам становишься молодым»), то с Эрмитажем у Потанина связаны детские воспоминания о поездке с родителями в Ленинград в 1974 году. «Белые ночи, Петродворец, Эрмитаж. Мама старалась меня «пропереть» к искусству, отправить в музей, в театр, чтобы я расширял кругозор, интересовался не только футболом и хоккеем. После длительного посещения музеев и дворцов в Турции — я довольно долго жил там с родителями, начальную школу закончил — поход в Эрмитаж символизировал для меня возвращение на родину, реадаптацию, — вспоминает он. — Поэтому, когда во взрослой жизни прозвучала тема Эрмитажа, сразу возникли теплые воспоминания из детства. И звезды сошлись».
Бизнес и эмоции
Подробностей знакомства с директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским Владимир Потанин в интервью Forbes припоминать не стал («Это же не история, как встретил девушку»), зато хронологию отношений пересказал с нескрываемым удовольствием.
В 1997 году Онэксимбанк стал первым российским патроном Эрмитажа, взнос составил $57 000. В 2002-м благодаря Потанину в коллекции Эрмитажа появился «Черный квадрат» Казимира Малевича (миллиардер выкупил его за $1 млн на распродаже собрания обанкротившегося Инкомбанка специально для музея). В 2003-м Владимир Потанин возглавил попечительский совет Эрмитажа. В 2010 году фонд Потанина учредил конкурс среди научных сотрудников Эрмитажа для участия в стажировках, научных поездках и образовательных программах. Грантовый фонд конкурса составляет сейчас более 3 млн рублей, максимальный размер одного гранта — 150 000 рублей. А специальная программа поддержки проектов музея позволяет премировать не только научных сотрудников, но и реставраторов, хранителей, юристов и пиарщиков — всего фонд выдал 1311 грантов музейным работникам разных специальностей. В 2011 году Владимир Потанин помог сформировать Фонд поддержки Эрмитажа, эндаумент, сделав первый вклад — $5 млн. В 2018-м на доходы от эндаумента при помощи благотворительного фонда Эрмитаж купил «Аврору» Ансельма Кифера и видео Билла Виолы «Море безмолвия». Работа Билла Виолы стала первой видеоинсталляцией в собрании Эрмитажа и стоила больших нервов сотрудникам фонда Потанина, пока они оформляли на таможне ввоз флешки — произведения искусства, созданного на нестандартном носителе. В 2019-м на доходы от эндаумента музей купил собрание западноевропейского искусства XI–XVII веков из 50 предметов.

Идеология искусства
Но перечни даров и сумма потраченных средств не отражают эмоциональной вовлеченности Потанина в жизнь крупнейшего государственного музея. Он не сразу понял, как устроен механизм работы Эрмитажа, его идеологию, систему ценностей и тип мышления музейных работников. «Я как-то спросил у Пиотровского: почему Эрмитаж никогда не продает ничего из своего собрания? В коллекции музея ведь несколько миллионов экспонатов. Какие-то, например старинные монеты, во множестве экземпляров. Многие из них никогда не выставлялись. Почему бы тогда их не обменять или не продать, что мешает? Болезненные воспоминания о том, как в 1920–1930-х годах власть продавала коллекции Эрмитажа за границу? Пиотровский ответил мне, что музей не имеет права давать оценку своим экспонатам с точки зрения приоритетов, он их должен хранить и выставлять по возможности. Задача музея — хранить память предшествующих поколений. Такой базовый подход, без динамики. Я бы назвал это служением, абсолютной приверженностью сохранению традиций», — говорит Владимир Потанин.
По условиям первого соглашения Онэксимбанк не только спонсировал Эрмитаж, но и становился его финансовым консультантом, занимался поиском финансирования на международных рынках, обслуживал счета и управлял активами Эрмитажа. Потанин объясняет это так: «Пиотровскому, как человеку академической, консервативной музейной школы, нужен был взгляд со стороны».
Михаил Пиотровский говорит, что Потанин — друг музея и его личный друг, один из лучших консультантов Эрмитажа. «Потанин много лет помогает Эрмитажу, не изображая из себя руководителя, не используя музей для саморекламы, не составляя личной коллекции. Придерживаясь правила невмешательства в музейную политику, Потанин дает нам советы и консультации, помогает правильно ставить акценты в области бизнеса, учитывая специфику культуры. Как из дважды два получить четыре, мы и сами знаем. А с помощью Владимира Олеговича стремимся сделать так, чтобы дважды два равнялось пяти или даже шести», — объясняет генеральный директор Эрмитажа.
Эрмитаж и Гуггенхайм
Рассуждая о вкладе Потанина в историю Государственного Эрмитажа, Пиотровский выделяет несколько этапов. Первый — консультации лично Потанина и команды «Интерроса» в 2004 году во время реконструкции здания Генерального штаба. Среди консультантов Эрмитажа были также Фонд Гуггенхайма с его тогдашним директором Томасом Кренсом и студия архитектора Рема Колхаса.
«Весной 2001 года, когда начинался проект «Большой Эрмитаж», музей получал грант Всемирного банка на реконструкцию, присоединение зданий на Дворцовой площади и включение Главного штаба в часть музейного комплекса. Мы создали бюро этого проекта, пригласили юристов, специалистов по страхованию и перевозке предметов искусства. Взаимодействовать с Эрмитажем нам нравилось, сложились хорошие отношения с Михаилом Борисовичем. Работа носила системный характер. Для переговоров со Всемирным банком у нас действовало бюро, для работы с фондом Гуггенхайма — рабочая группа. Старались создать бизнесовую (в хорошем смысле слова), управленческую систему», — рассказывает Владимир Потанин.
С Фондом Гуггенхайма Эрмитаж подписал договор о сотрудничестве в 2000 году. Глава фонда Томас Кренс тогда был суперзвездой музейного мира. В 1997 году Фонд Гуггенхайма открыл свой музей в завораживающе экстравагантном здании работы Фрэнка Гэри в провинциальном испанском Бильбао. В первый же год музей посетили 1,3 млн человек, превратив Бильбао в туристический центр Европы. За первой волной посетителей пришла вторая, третья — музей стабильно привлекал более миллиона человек. Томас Кренс стал кумиром музейщиков, девелоперов и городских властей по всему миру. Проекты создания Музея Гуггенхайма разрабатывались в Мексике, Арабских Эмиратах, Азербайджане, в странах Азии. Миллиардер Сергей Гордеев, владелец группы ПИК, возил Кренса на своем самолете в Пермь. Все жаждали повторения бильбаоского чуда.

Осенью 2001 года в Лас-Вегасе в отеле The Venetian открылся проект «Гуггенхайм-Эрмитаж», где российский музей выставил хиты зрительских симпатий — работы импрессионистов, Шагала и Кандинского. Архитектором выставочного пространства был Рем Колхас, спонсором — «Интеррос». «Музей получился элегантненький, я бы сказал, — говорит Потанин. — в огромном лобби отеля выстроено несколько залов — стильный минималистичный дизайн. Мне вот, например, не нравится, когда картины помещают в помпезные рамы. Золотой резной рамой меня можно только отвлечь и испугать. Мне чем проще, тем лучше. Дизайн Рема Колхаса был именно такой: элегантное, ненавязчивое оформление пространства, немного картин. Что тоже хорошо. Людям, которые зашли в музей в перерывах между игрой в казино, конечно, много не посмотреть. Три-четыре зала в самый раз».
Но финансовые ожидания не оправдались — после нескольких лет работы музея в Лас-Вегасе стало понятно, что содержать проект бессмысленно. «Кренс, как нормальный жадный бизнесмен, позарился на долю в прибыли от проекта. А прибыли большой не было. Была очень дорогая аренда помещения в отеле The Venetian — владелец отеля как бизнесмен Кренса переиграл, — рассказывает Потанин. — Возник вопрос, что же дальше с музеем делать. Когда пришло время перезаключать контракт, мы с Пиотровским советовались. Я предлагал отказаться от идеи участия в возможной прибыли, а договориться о фиксированной сумме выплат, забрать столько, сколько удастся выжать из прагматичных американцев. И, конечно, подставил плечо в переговорах, со всеми нашими бизнесовыми приемчиками. Насколько Пиотровскому трудно приходилось на переговорах с Кренсом, настолько Кренсу пришлось нелегко, когда Пиотровский передоверил переговоры мне. Что называется, связался черт с младенцем. Мы вернули все и даже больше». Проект «Гуггенхайм-Эрмитаж» закрылся осенью 2008 года.

Фонд для фондов
Томас Кренс был уверен: музей в современном мире способен стать центром общественной жизни и получать деньги не только за счет продажи билетов и донаций меценатов. Одним из эффективных средств обеспечения финансовой стабильности, независимости музея Томас Кренс считал эндаумент. За 20 лет его руководства Фондом Гуггенхайма эндаумент вырос с $20 млн до $112 млн. Владимир Потанин говорит, что обаяние личности Томаса Кренса и его идей было столь сильно, что в не раз менявшихся проектах реконструкции Главного штаба он замечал следы Кренса. У Кренса Потанин позаимствовал увлеченность эндаументом.

Закон об эндаументе был принят в России в декабре 2006 года. Уже в марте 2007 года выпускники МГИМО Потанин, Алишер Усманов и Фаттах Шодиев сформировали эндаумент МГИМО. Первый эндаумент-фонд в области культуры в России появился только в 2011 году — это эндаумент Эрмитажа. По словам генерального директора Фонда целевого капитала Эрмитажа Екатерины Сираканян, «Владимир Потанин помог основать эндаумент Эрмитажа, поддержав саму идею и предоставив средства, пожертвовав $5 млн (145 млн рублей). В 2019 году этот капитал составил 468,7 млн рублей. В 2017 году по инициативе Потанина был сформирован второй капитал эндаумента Эрмитажа — 66,2 млн рублей, в настоящее время он составляет более 100 млн рублей». У капиталов разные управляющие компании с разными стратегиями. «Не все механизмы работы с ценными бумагами нам доступны. Мы продолжаем работать над совершенствованием закона о целевых капиталах», — говорит Екатерина Сираканян.

Для популяризации идеи эндаумента и обучения его использования фонд Потанина с 2017 года проводит форум «Эндаументы». В 2019 году Потанин сделал первый взнос в эндаумент Третьяковской галереи — 100 млн рублей, а Омский художественный музей на доходы от своего эндаумента (его создание тоже не обошлось без участия фонда Потанина) купил работу Геймрана Баймуханова. В 2018 году фонд запустил программу «Эффективная филантропия» для руководителей российских некоммерческих организаций — их учат «социальным финансам» в Бизнес-школе им. Саида Оксфордского университета, а также стратегии создания и развития фондов целевого капитала. В фонде открыты центры знаний по целевым капиталам и центры социальных инноваций в сфере культуры.
На Санкт-Петербургском международном культурном форуме 2018 года на дискуссии, организованной фондом Потанина, присутствовали представители ведущих мировых музеев и главы музейных сообществ, от Лувра до Музея археологии Оксфорда, — фонд оказался одним из мировых лидеров в области популяризации идеи эндаумента.

Почти каждый проект фонда, будь то выставка «Россия!» из собраний российских музеев в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке в 2005-м (с 2001-го Потанин входит в совет попечителей Фонда Гуггенхайма) или создание «русской гостиной» в Вашингтоне в 2011 году, становится точкой отсчета на новом поле деятельности фонда. В 2013 году фонд открыл программу «Культурный прорыв» для поддержки международного культурного обмена, продвижения российского наследия за рубежом. В рамках этой программы осенью 2016-го фонд собрал и подарил коллекцию современного российского искусства парижскому Центру Помпиду.
Как говорит генеральный директор фонда Оксана Орачева: «Мы не оперируем отдельными проектами, мы задаем тренды, на своем примере показываем, как можно решить ту или другую задачу, мы работаем институционально, влияя на социальную и профессиональную среду».
20 лучших благотворительных фондов богатейших россиян. Рейтинг Forbes
20 лучших благотворительных фондов богатейших россиян. Рейтинг Forbes
В филантропии, как и в бизнесе, важны не только деньги, но стратегия, осмысленность и понятные, конкретные цели. Поэтому второй год подряд первые два места в рейтинге благотворительных фондов заняли Фонд Елены и Геннадия Тимченко и Фонд Владимира Потанина , получившие максимальные экспертные оценки. Третьим стал фонд Вагита Алекперова «Наше будущее», годом ранее он был на восьмом месте.
Филантропия предпринимателей из списка Forbes устроена настолько сложно, что охватить ее полностью практически невозможно, поэтому мы оцениваем лишь их благотворительные фонды. Многие проекты существуют на перекрестке благотворительности частных компаний, филантропии физических лиц и благотворительных фондов.
Филантропия у богатых людей — это собственные фонды, контролируемые бизнесы, иностранные благотворительные трасты и другие образования.
«Значительное большинство миллиардеров из списка Forbes (до 90%) вовлечено в благотворительную деятельность разного толка, но далеко не все создали для этих целей собственные фонды. Иногда благотворительные фонды создают и потом возглавляют жены бизнесменов, что вполне можно считать организованной семейной филантропией», — отмечает независимый эксперт Вячеслав Бахмин.
За год участники рейтинга, за некоторыми исключениями, увеличили расходы на благотворительные программы. Но по-прежнему в рейтинге отсутствуют крупные филантропы — Роман Абрамович , Леонид Михельсон , Сергей Галицкий , Вадим Мошкович , а сам он не отражает всей полноты филантропической деятельности участников списка Forbes. Причина — нераскрытие в публичном поле (намеренное или из-за специфики отчетности) консолидированной информации о благотворительных тратах владельцев капиталов.
«Такой дефицит информации не помогает развитию все еще молодых для страны институтов частной собственности и филантропии, а также формированию государственной политики в социальной сфере с учетом растущих частных инвестиций», — говорит Вероника Мисютина, советник Центра управления благосостоянием и филантропии «Сколково».
Важнейшей темой для дискуссий в сфере благотворительности становится ответственность владельцев крупных капиталов. В США в 2019 году вышло несколько книг, посвященных ответственному подходу бизнесменов к филантропии. «Параллельно с увеличением количества супербогатых филантропов во всем мире все активнее звучит их публичная критика, — говорит директор благотворительного фонда «КАФ» Мария Черток. — Некоторые политологи в США считают, что богатые люди в принципе не должны заниматься существенными изменениями в демократических странах, что процедура оказания помощи должна быть другой и что большие деньги не дают права вмешиваться в системы здравоохранения или образования, как это делают многие филантропы. Кроме того, часто звучат обвинения в неэффективности такой помощи».
Американский социолог, президент кембриджского Center for Effective Philanthropy Фил Бьюкенен посвятил этому книгу Giving Done Right. Он считает, что бизнесмены в благотворительности склонны к упрощенным, быстрым «инновационным» решениям, пользуются бизнес-инструментами, которые неэффективны в филантропии, не консультируются с экспертами из некоммерческого сектора и людьми из сообществ. Они слишком полагаются на собственные связи и свой круг общения, на свою экспертизу и знания из мира бизнеса. Автор считает, что иногда проще заработать миллиарды, чем эффективно их потратить. «Во многих фондах нет структурированного диалога с обществом, про его потребности основатели ориентируются на свои представления о том, что такое общественное благо и что можно и нужно делать для его создания. Но чтобы заниматься эффективной филантропией, важен диалог, открытость и взаимное доверие всех участников процесса», — уверена Елена Чернышкова, директор Центра исследований филантропии и социальных программ бизнеса УрФУ.
«Почти у половины фондов из первой десятки рейтинга, к сожалению, нет годовых отчетов. А ведь это важная вещь, это помогает в узнаваемости бренда, повышает качество профессиональной работы и улучшает эффективность взаимодействия с широким кругом заинтересованных людей», — говорит Татьяна Задирако, исполнительный директор благотворительного фонда поддержки и развития социальных программ «Социальный навигатор».
Ольга Евдокимова, директор Evolution and Philanthropy, отмечает, что за редким исключением частные фонды не выполняют еще одной важной функции — предоставление капитала для развития некоммерческих организаций. «Благотворители не идут по пути функционирования частных фондов в их классическом грантодающем смысле, а пытаются либо все делать своими руками, либо создавать более инновационные структуры, — говорит она. — А грантовые, профессионально отстроенные программы очень важны для некоммерческого сектора, для запуска социальных преобразований. У НКО сейчас катастрофически мало длинных и свободных денег; большая часть средств идет от государства, что значительно влияет на устойчивость и возможность стратегических инноваций».
При этом эксперты не исключают, что ситуация в филантропии может измениться, когда в России начнется процесс передачи крупных капиталов по наследству. К «Клятве дарения» уже присоединились Владимир Потанин и Юрий Мильнер, и многие другие участники списка Forbes говорят, что не планируют оставлять деньги в семье, а передадут их на благотворительность.
«Тогда вопрос частной благотворительности станет более актуальным, — уверена Мария Черток. — Именно в процессе передачи наследств будут формироваться крупные фонды или другие формы институциональной благотворительности».
Как мы считали
В рейтинг вошли частные фонды, которые учредили и минимум на 50% финансируют участники списка богатейших бизнесменов Forbes. Грань между частным и корпоративным фондом зачастую довольно тонкая, поэтому мы учли личные представления бизнесменов о благотворительности и включили в рейтинг корпоративные фонды компаний участников списка Forbes, если сами они считают их частными.
Рейтинг складывается из двух показателей: экспертной оценки работы фонда и его бюджета.
В экспертной оценке (вес 70%) использовано четыре критерия. Стратегия: наличие четкой стратегии, системный подход, следование выбранной модели и наличие системы измерения результатов, в том числе социального эффекта. Эффективность управления: оценивается работа команды и качество управления фондом, важно наличие работающих органов управления, например действующих попечительских советов. Прозрачность: доступность и полнота информации о работе фонда (финансовые показатели и отчеты), наличие годового отчета, а также участие фонда в НКО-сообществе. Гранты: дополнительные баллы получили фонды, которые финансируют не только собственные программы, но и предоставляют деньги профессионалам в НКО и внешним заявителям.
Оценивая бюджет (вес 30%), мы учли данные о расходах за 2018 год (отчетность за 2019-й пока недоступна).
В рейтинге фонды ранжированы по числу полученных по двум показателям баллов (максимальный балл — 100).
Благодарим за помощь независимого эксперта Вячеслава Бахмина, директора фонда «Социальный навигатор» Татьяну Задирако, директора Evolution and Philanthropy Ольгу Евдокимову, независимого консультанта Наталию Фреик, директора Центра исследований филантропии и социальных программ бизнеса УрФУ Елену Чернышкову, директора фонда «КАФ» Марию Черток, Форум доноров, Центр управления благосостоянием и филантропии «Сколково», редакцию журнала «Филантроп».
Год основания: 2010
Донор: Геннадий Тимченко
Бюджет: 875 млн рублей
Итоговый балл: 84,58
Фонд семьи Тимченко развивает культурные проекты в малых городах и селах, занимается темой качества жизни старшего поколения, проводит всероссийскую конференцию «Общество всех возрастов», поддерживает программы в сфере помощи семьям и детям-сиротам, следж-хоккей и другие формы адаптивного хоккея, а также шахматы. Каждые пять лет фонд формирует новую стратегию, в 2020-м заканчивается очередной цикл: фонд ждет масштабная оценка результатов работы и обновленная стратегия на 5 лет вперед.
214 организаций, занимающихся профилактикой социального сиротства, семейным устройством и защитой детства, получили гранты в 2018 году

Год основания: 1999
Донор: Владимир Потанин
Бюджет: 725 млн рублей
Итоговый балл: 80,98
Фонд особенно активен в области культуры и высшего образования. Кроме того, при помощи фонда созданы пять региональных центров знаний по целевым капиталам, сформирован эндаумент Третьяковской галереи. В 2019 году фонд открыл Центр развития филантропии для поддержки некоммерческого сектора. Учредитель фонда Владимир Потанин еще в 2010 году сказал, что передаст часть состояния на благотворительность, а после присоединился к глобальной инициативе Билла Гейтса и Уоррена Баффета Giving Pledge («Клятва дарения»).
20 000 рублей — размер именной стипендии Владимира Потанина

Год основания: 2007
Донор: Вагит Алекперов
Бюджет: 585 млн рублей
Итоговый балл: 74,99
Крупнейший в России фонд, который занимается темой социального предпринимательства. У фонда несколько разнообразных программ для предпринимателей — премия «Импульс добра», конкурс проектов, образовательная лаборатория, программы для вузов. Фонд выдает гранты и беспроцентные займы в объеме от 2 млн до 40 млн рублей. В 2018 году фондом были поддержаны проекты в сфере переработки отходов, развитии доступной среды, образования, культуры и туризма. В 2019 году был принят закон о социальном предпринимательстве, который фонд лоббировал.
1550 точек продаж у проекта «Больше, чем покупка!», который стал торговой площадкой для социальных предпринимателей

«Вольное дело»
Год основания: 2008
Донор: Олег Дерипаска
Бюджет: 748 млн рублей
Итоговый балл: 68,59
Через свой фонд Олег Дерипаска финансирует программы исследований Российской академии наук и МГУ им. М. В. Ломоносова, сеть современных приютов для собак «ПовоДог», археологические раскопки античного города Фанагории и Кубанский казачий хор. Фонд поддерживает Всероссийский технологический фестиваль «Робофест» и Школу-студию МХАТ, открывает образовательные центры по робототехнике. На своей малой родине в Усть-Лабинске бизнесмен строит лицей для одаренных детей со всей страны.
150 000 рублей — размер ежегодной премии для молодых ученых МГУ им. М. В. Ломоносова. В 2018 году ее получили 35 человек
«Базис»
Год основания: 2016
Донор: Олег Дерипаска
Бюджет: 151 млн рублей
Итоговый балл: 66,65
Фонд создан Олегом Дерипаской исключительно для поддержки физики и математики. Он выдает гранты, стипендии и премии, проводит летнюю школу, а также финансирует проект «Элементы большой науки» (elementy.ru). Большая часть работы — это исследовательские гранты для научных групп и отдельных ученых, у фонда есть трэвел-гранты для ученых из России и других стран. В начале 2019 года при поддержке фонда «Базис» в МГУ было создано новое структурное подразделение — Институт теоретической и математической физики.
20 200 уникальных посетителей в сутки — аудитория сайта elementy.ru

Год основания: 2004
Донор: Михаил Прохоров
Бюджет: 330,6 млн рублей
Итоговый балл: 65,97
Михаил Прохоров и Ирина Прохорова учредили Благотворительный фонд культурных инициатив (Фонд Михаила Прохорова) в 2004 году, и до сих пор он работает в этой области — поддерживает культуру и современное искусство в разных регионах. Фонд организует и собственные проекты — Красноярскую ярмарку книжной культуры, литературную премию «НОС», фестиваль «Театральный синдром». Грантами фонд поддерживает фестивали «Территория» и «Золотая маска», Российский национальный оркестр и Театр наций, проекты «Мемориала».
18 000 грантовых заявок рассмотрено экспертным советом фонда за 15 лет работы, из них поддержано около 6000 заявок

Год основания: 2010
Донор: Сергей Адоньев
Бюджет: 30,8 млн рублей
Итоговый балл: 62,82
Фонд «Острова» основали Сергей и Мария Адоньевы, когда решили заняться системной помощью людям с редким и пока неизлечимым генетическим заболеванием — муковисцидозом. С тех пор уже 10 лет фонд стабильно работает по этой теме. Он оказывает адресную помощь, прежде всего пациентам, которые ждут трансплантацию легкого, поддерживает пациентские и профессиональные некоммерческие организации, проводит конференции, оплачивает стажировки врачам, издает книги. 75% бюджета фонда — средства учредителей.
80 психологических консультаций с пациентами провели специалисты при поддержке фонда

Год основания: 2013
Донор: Михаил Гуцериев
Бюджет: 1816 млн рублей
Итоговый балл: 60,42
Фонд «Сафмар» сложно назвать частным в полной мере: учредитель фонда — компания «Русснефть», при этом деятельность фонда не связана с работой компании, а отражает очень разнообразные филантропические интересы Михаила Гуцериева. У фонда девять основных направлений, среди них образование, духовные ценности, спорт, помощь одаренным детям, работы по возведению и реконструкции храмов, мечетей и синагог, помощь малоимущим. Фонд также поддерживает разнообразные мероприятия под названием «Великой Победе посвящается».
300 млн рублей передал в 2018 году фонд на поддержку проекта «Хорошкола»

Год основания: 2006
Донор: Алишер Усманов
Бюджет: 939 млн рублей
Итоговый балл: 60,00
Алишер Усманова через свой фонд финансирует образовательные проекты (в его арсенале сотрудничество с МГИМО, МИСиС и другими вузами), оказывает поддержку театрам и музеям (Мариинскому театру, театру «Современник», Третьяковской галерее, Музею современного искусства «Гараж»). У фонда есть программа «Особый взгляд», которая поддерживает проекты помощи людям с нарушением зрения — театральные постановки, экскурсии в музеях, аудиоспектакли и аудиокниги, и поддерживает проекты, развивающие инклюзивную среду.
500 зарубежных профессоров и экспертов пригласил МГИМО в 2017–2019 годах при поддержке Усманова и фонда «Искусство, наука и спорт»

Год основания: 2002
Донор: Александр Светаков и партнеры
Бюджет: 291,5 млн рублей
Итоговый балл: 57,63
Фонд выбрал себе сложную тему — поддержку детей с особенностями развития и их семей. В 2014 году он открыл школу «Абсолют» в Подмосковье, в которой здоровые дети учатся вместе с детьми с особенностями. Фонд ведет грантовые программы и поддерживает профессиональные некоммерческие организации, но занимается и адресной помощью, если речь идет об оплате лечения или других медицинских услуг. В «филантропический портфель» Александра Светакова также входит многофункциональный центр реабилитации животных «Юна».
124 ребенка учится в школе «Абсолют»: 71 ребенок — по адаптированной программе, 53 — по общеобразовательной

Год основания: 2008
Донор: Сергей Попов
Бюджет: 35,5 млн рублей
Итоговый балл: 57,09
«Агат» Сергея Попова, соучредителя и ментора московской школы управления «Сколково», оказывает помощь молодым предпринимателям в возрасте от 21 до 35 лет. Помимо собственно льготных займов, фонд развивает программу бизнес-наставничества: начинающие предприниматели получают возможность учиться у успешных бизнесменов своего региона. Среди проектов, которые поддерживает фонд, есть эстрадная студия, школа робототехники, магазин экотоваров, школа причесок и макияжа и производство съедобных стаканчиков для напитков.
71 % выпускников программы фонда «Агат» по-прежнему занимаются бизнесом. Фонд ведет статистику за 7 лет

Год основания: 2015
Донор: Игорь Рыбаков
Бюджет: 347,7 млн рублей
Итоговый балл: 55,63
У Игоря Рыбакова один из самых молодых частных фондов. За пять лет у фонда сформировалось основное направление работы — школьное и дошкольное образование. Фонд учредил конкурсы «iУчитель», «ТОПШкола», конкурс им. Л. С. Выготского. В 2019 году появилась еще одна премия фонда — Rybakov Prize размером $1 млн. Она будет ежегодно вручаться людям, которые внесли серьезный вклад в обновление дошкольного и школьного образования. Учредители фонда Игорь Рыбаков и его жена Екатерина активно участвуют во всех проектах.
6250 педагогов школьного и дошкольного образования участвовали в программах фонда в 2018-м

Год основания: 2016
Донор: Андрей Мельниченко
Бюджет: 170 млн рублей
Итоговый балл: 54,14
Учредители фонда — компании, которые принадлежат Андрею Мельниченко («Еврохим», СУЭК и СГК), в регионах их присутствия он и работает. Предприниматель учился в школе для одаренных детей и именно их поддерживает фонд, открывая бесплатные научные и образовательные центры для талантливых школьников. Кроме того, фонд проводит конкурсы в российских школах и поддерживает команды учеников, отправляя их на престижные всемирные олимпиады, в том числе на конкурс Intel ISEF, который называют «малой нобелевкой».
9 бесплатных центров детского научного и инженерно-техни-ческого творчества открыто в разных городах

Год основания: 2006
Донор: Александр Клячин
Бюджет: 18 млн рублей
Итоговый балл: 51,61
У учредителя фонда социальных исследований «Хамовники» Александра Клячина, выпускника МГУ и американского Университета Орегоны, есть опыт научной работы, поэтому тема точных знаний и исследований стала главной для его фонда. Фонд проводит конкурсы и поддерживает по всей стране социологические исследования и экспедиции — от миграции и правосудия в регионах до микрофинансов и усыновления. Попечительский совет «Хамовников» возглавляет профессор НИУ ВШЭ Симон Кордонский.
2,9 млн рублей потрачены на поддержку проекта «Неформальные практики организации и проведения избира-тельных кампаний в современной России»

Год основания: 2005
Донор: Алишер Усманов
Бюджет: 1390 млн рублей
Итоговый балл: 46,99
Президент Международной федерации фехтования Алишер Усманов через свой фонд занимается поддержкой и популяризацией этого вида спорта во всем мире. Фонд работает на всех континентах, оказывая помощь и отдельным спортсменам, и целым командам. В 2018 году фонд передал Музею спорта свою коллекцию сабель и шпаг из собрания учредителя — 25 экземпляров сабель и шпаг со II века по настоящее время. У миллиардера еще есть эндаумент-фонд поддержки ветеранов фехтования, в него он вложил почти 1 млрд рублей.
$25 000 размер призовых, которые выплачивает фонд победителям чемпионатов мира по фехтованию

Год основания: 2013
Донор: Альберт Авдолян
Бюджет: 1176 млн рублей
Итоговый балл: 46,35
Сейчас фонд финансирует исключительно образовательный проект «Точка будущего», концепцию которого разрабатывали шесть лет. Проект открыт по инициативе Альберта Авдоляна, попечительский совет фонда возглавляет Сергей Чемезов («Ростех»). «Точка будущего» — это комплекс из 10 домов для 19 семей с 105 приемными детьми на окраине Иркутска. Весной 2020 года здесь будет построена современная школа, которая, в отличие от других частных школ крупных бизнесменов, будет бесплатна для всех учеников.
1022 ребенка сможет принять школа «Точка будущего»

Год основания: 2006
Донор: Александр Абрамов , Александр Фролов
Бюджет: 44,5 млн рублей
Итоговый балл: 46,18
Фонд учредили выпускники МФТИ Александр Абрамов и Александр Фролов для поддержки студентов родного вуза. Основная его программа — выплата стипендий (в МФТИ их называют «абрамовки») в размере 12 000 рублей в месяц талантливым и малообеспеченным студентам младших курсов. Это, по мнению учредителей, дает возможность сосредоточиться на учебе, а не думать о временных заработках. Бюджет фонда не меняется уже несколько лет, и основа его — это дивиденды от целевого вложения, которое в свое время сделали учредители.
680 стипендий в год выдает фонд

Год основания: 2010
Донор: Араз Агаларов
Бюджет: 25,6 млн руб
Итоговый балл: 40,78
25 октября 2009 года открылся «Крокус Сити Холл», построенный Аразом Агаларовым в память о его друге, певце Муслиме Магомаеве, год спустя был создан фонд его имени. Один из его основных проектов — Международный конкурс вокалистов им. М. Магомаева. Кроме того, фонд проводит мастер-классы, конкурсы, выставки, посвященные творчеству певца, а также выплачивает именные стипендии студентам вокальных отделений российских вузов, в том числе ГИТИСа, Российской академии музыки им. Гнесиных.
10 годовых именных стипендий в размере 5000 рублей в месяц ежегодно выплачивает фонд

Год основания: 2005
Донор: Никита Мишин
Бюджет: 412 млн руб
Итоговый балл: 40,22
Фонд содействия образованию «Дар» более 10 лет финансировал разные школы в Москве и регионах, а в 2016 году купил здание в Москве и в 2017 году открыл собственную школу — частную «Новую школу», которая стала одной из самых востребованных в городе. Фонд по-прежнему поддерживает и другие проекты, но после появления «Новой школы» уже в меньшем объеме. Среди них биологический факультет МГУ и международный военно-музыкальный фестиваль «Спасская башня», который посещает до 500 000 человек в год.
60 000 рублей стоит обучение в «Новой школе». Для малоимущих семей действует стипендиальная программа — 13 000 рублей в месяц.

Год основания: 2004
Донор: Виктор Вексельберг
Бюджет: 393 млн руб
Итоговый балл: 32,02
Культурно-исторический фонд «Связь времен» Виктор Вексельберг учредил для возвращения в Россию утраченных произведений искусства. В 2013 году в Шуваловском дворце на набережной Фонтанки в Санкт-Петербурге был открыт Музей Фаберже — на основе коллекции, приобретенной фондом в 2004 году у наследников Малкольма Форбса. Сейчас в коллекции Музея Фаберже 4000 единиц хранения, из них выставлено 75%. «Связь времен» занимается в первую очередь Музеем Фаберже.
400 000 человек посетили выставку «Viva la vida. Фрида Кало и Диего Ривера», которая прошла в 2018–2019 годах в Москве при поддержке фонда
