В кризис лучшее вложение – в персонал

Вспомним: слово «кризис» в китайском языке
состоит из двух иероглифов – «опасность» и «возможность».

Автор: Сергей Кузнецов , партнер ООО «Ксилаб»

На сегодняшний день российский бизнес находится не в лучшем положении: санкции, кризис и многие другие события заставляют менеджмент прилагать дополнительные усилия, чтобы сохранить свои компании. Как остаться на плаву?

Руководители, как правило, выбирают один из двух путей:

  • сокращение издержек;
  • поиск дополнительных возможностей.

Если вы выбрали путь – "сокращение издержек"

В первом случае все понятно – урезаются заработные платы, сокращается персонал, пересматриваются ненужные расходы, затем компания делает долгожданный вдох, но проходит еще немного времени - и повторяется все то же самое, и бизнесу приходится все больше и больше сокращать свои издержки. Собственники принимают решения упразднить отделы обучения, департаменты по управлению персоналом и других ценных сотрудников, многие из которых являются хранителями ключевых знаний и навыков. Новый персонал принимается на заработные платы ниже рынка, что позволяет обеспечить компанию низкоквалифицированными сотрудниками, а те, кто остались, теряют свою мотивацию к работе и думают не о качественном выполнении своих должностных обязанностей, а скорее о том, как бы пересидеть и переждать все происходящее и не лишится работы.

Получается, что в таких компаниях работает низкоквалифицированный и демотивированный персонал, что существенно сказывается на производстве, возрастает брак, падает качество обслуживания клиентов и здесь возникает закономерный вопрос: есть ли будущее у такой компании и что она будет делать после кризиса, если все-таки выживет?

Если вы выбрали путь "поиск дополнительных возможностей"

Второй вариант более интересен. Руководители, которые следуют такому принципу ведения дел, как правило, имеют более конкурентоспособные компании. Менеджмент таких организаций в сложные времена пересматривает свои текущие каналы продаж, ищет новые, заключает партнерские соглашения с другими компаниями и, что немаловажно, вкладывает свои силы и ресурсы в развитие людей. Описанные компании имеют в своей структуре сильные HR-департаменты, которые в сложные времена:

- Вдохновляют людей и повышают их лояльность и вовлеченность. Данные мероприятия приводят к тому, что сотрудники работают не от звонка и до звонка строго в рамках должностных обязанностей, а готовы работать на 120 процентов, выполнять свои обязанности лучше, быстрее и ответственнее и при необходимости задерживаться на работе, чтобы доделать срочные и важные задачи.

- Разрабатывают новые способы нематериальной мотивации и совершенствуют систему вознаграждений. При этом здесь не имеется в виду, что нужно платить больше, несоизмеримо увеличивая фонд оплаты труда. Данный способ скорее подразумевает пересмотр ключевых показателей эффективности и внедрение мероприятий, способных поддержать «боевой дух» персонала. Особенно в условиях кризиса становятся популярны всевозможные конкурсы между сотрудниками продающих подразделений. Среди номинаций:

  • максимальное перевыполнение плана продаж;
  • самый большой средний чек за отчетный период;
  • наибольшее количество привлеченных новых клиентов;
  • наивысший показатель по стандартам обслуживания клиентов и другие.

- Пересматривают политику подбора персонала. Во-первых, HR-департамент начинает более осознанно подходить к выбору источников привлечения персонала и оценивать их эффективность. Во-вторых, рекрутеры повышают свои требования к кандидатам, внедряют методы подбора по компетенциям, работают над улучшением HR-бренда своей компании. Данные шаги позволяют привлечь лучших кандидатов, оказавшихся на рынке труда.

- Обучают и развивают свой персонал. На данном этапе происходит мощный анализ потребностей компании в сложившихся условиях. Сотрудники корпоративных университетов пересматривают действующие программы обучения и внедряют новые, направленные на повышение производительности труда, качества обслуживания клиентов, навыков переговоров, работы с возражениями, переманивания покупателей у конкурентов и т.д. Помимо обучения, в компаниях внедряется оценка персонала и система управления талантами, что позволяет отобрать потенциальных лидеров и звезд.

Выйти из кризиса победителем

Перечисленные выше действия позволяют компаниям сделать серьезный скачок в своей работе. Важно помнить, что кризис рано или поздно закончится и выйдет победителем тот, кто обладает более квалифицированным персоналом. Именно такие сотрудники могут думать и мыслить, внедрять новые инновационные подходы и технологии, больше продавать и эффективнее работать. Помните, что многие развитые страны, не имеющие достаточного количества природных ресурсов и благоприятных условий, осуществили прорыв за счет выбора интенсивного пути развития.

Сергей Кузнецов

Сергей Кузнецов

При перепечатке гиперссылка на соответствующую страницу первоисточника - портала HR-tv.ru обязательна.

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы