HR с самого-самого начала: с чем ознакомиться новичку
Какие два мифа о работе HR-а позволяют студентам считать ее легкой, что для эйчара – самое основное в профессии, а что – уже высший пилотаж, как исправить ситуацию с недооцененностью HR как бизнес-функционала, порталу HR-tv.ru рассказала Татьяна Паклинская , начальник отдела подбора и развития персонала ООО "Балтийский завод – Судостроение".
- Татьяна, что это за миф о незначительности и второстепенности HR как бизнес-функционала? Как вы объясните его существование?
- Да, об этом говорят, об этом пишут статьи. Считаю этот миф выдуманным и не согласна с этим утверждением, так как в нем слышится обвинительная позиция, которая мешает действовать: "нас не понимают, всё пропало!" Когда не получается донести мысль, идею, я анализирую, что сделать по-другому, какие аргументы, методы помогут изменить ситуацию. А может, для великих идей еще не время?
Авторы статей "о незначительности и второстепенности HR как бизнес-функционала" советуют говорить с бизнесом на одном языке, на языке цифр. Говорить на одном языке надо с руководителем, принимающим решение, и необязательно это язык цифр. Услышать "заказчика", будь он генеральный директор, непосредственный руководитель, директор направления, и предложить ему решение – важная компетенция эйчара.
Смотрите видео: Качества современного HR-специалиста
- С какими функциями HR прежде всего следует ознакомиться начинающему? Какие основные и важнейшие?
- Я бы не делила функции HR на основные и важнейшие. Важно то, что делаешь профессионально и увлеченно. Предполагаю, что начинающий эйчар – это специалист, имеющий образование в области управления персоналом. Студентам, приходящим к нам на практику, мы предлагаем позиции в отделе подбора персонала, обучения, в отделе кадров.
Недавно я работала со студентами вуза технических специальностей по программе карьерного ориентирования. После окончания курса часть из них захотели стать эйчарами. Им показалась наша работа легкой: "твори и будет тебе счастье!" Однако я убеждена, что карьера в управлении персоналом начинается с соответствующего образования.
Еще один миф, что карьера в HR начинается с рекрутинга . Год-два потрудишься, как следует, рекрутером, и можно двигаться к должности директора по персоналу. Карьерных направлений в HR много: можно стать узким специалистом или организатором (руководителем) в подборе, оценке персонала, развитии талантов, развитии HR-бренда, в HR-аналитике… Для старта в HR-карьере важно определить направление и стать в нем экспертом.
- А какие функции HR – это уже высший пилотаж?
- Высшим пилотажем считаю умение видеть наперед и "прокладывать путь" (описать стратегию), опираясь не на модные тренды, а на сохранение индивидуальности компании , ее ценностей. Скорость решения задач, умение "не наломать дров", основательность "построенной конструкции" (построенных процессов) говорят об уровне экспертности.
Читайте также: Как HR может влиять на результат бизнеса
- Как вы считаете, в чем бывает причина неэффективности использования HR-функционала?
- На внутренних управленческих тренингах мы работаем с понятием "эффективность", разбираем, кто и какое значение вкладывает в это слово. Непонимание, какой смысл вкладывает руководитель (заказчик HR-решений), говоря об эффективности, – одна из причин упреков. Когда я впервые пришла работать на завод в учебный центр, заметила, что образовательные термины на производстве имеют другой смысл: повышение квалификации – это повышение квалификационного разряда рабочему, обучение и аттестация – оформление "корочки" (удостоверения) о допуске к работам на опасных производственных объектах, а развитие персонала – абстрактное понятие.
Эффективен ли учебный центр, организующий образовательные курсы, если от него ждут приказ о повышении разряда рабочему? Эффективен ли эйчар, оперирующий в разговоре абстрактными понятиями?
- Ваши рекомендации – как улучшить ситуацию.
- Настройте HR-процессы так, чтобы они работали исправно, как часы. Обозначьте результат, который ждут заказчики. Нужен сотрудник? Найдите не лучшего, а подходящего. Корпоратив? Проведите мероприятие, которым будут восхищаться. Требуется обучение? Создайте банк предложений, удовлетворяющих разные образовательные потребности, включая "классические" программы и новизну.
Изучайте компанию и отрасль, в которой работаете, специфику, базовые ценности, тренды. Изучайте людей, с которыми работаете. Прислушайтесь к тому, что вам говорят. Это и будут рекомендации, как улучшить ситуацию.
" Нужно решать проблемы, а не создавать их ", сказал один руководитель другому. Я услышала эту фразу и запомнила. Мало проанализировать ситуацию, провести аудит процессов и выявить "критические показатели". Бессмысленно говорить, кто и что не так делает. Как говорит знакомый директор: "Проблему обозначили – решайте!" Учитесь решать проблемы, будьте экспертом в своей области.
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?