Черный рынок: как Африка стала локомотивом арт-бизнеса

26 апреля в фонде Louis Vuitton открывается Art/Afrique, le nouvel atelier —  большая тематическая экспозиция из трех выставок африканского искусства. «Инсайдеры» из коллекции Жана Пигоцци, Etre La, представляющая работы трех поколений современных африканских художников и наконец третья —  из собрания самого фонда. Зрелищное, эмоциональное, живое искусство современной Африки становится все более востребовано, причем не только на выставках и биеннале, но и на аукционах.

В 2016 году арт-рынок потрясло известие о продаже картины Drown молодой африканской художницы Нжидеки Акунили Кросби (Njideka Akunyili Crosby) за $1,1 млн. на аукционе Sotheby’s. Нжидека закрепила свой успех 7 марта этого года на торгах Christie's , где ее работа The Beautyful Ones ушла за $3,1 млн. Правда, те кто представил себе юную дикарку из глухой африканской деревни в одночасье ставшей звездой мирового арт-рынка, будут разочарованы. Нжидека действительно родилась в Нигерии, но уже почти 20 лет прожила в США. Сначала она поступила в Филадельфийский университет на факультет искусства, а затем получила  MFA в Йеле. И уже до триумфального аукциона начала работать с крупнейшей галерей Victoria Miro. Как настоящая амазонка авангарда, Нжидека стремится разрушить все стереотипы, сложившиеся о современном африканском искусстве. Персонажи ее картин изображены не в аутентичных хижинах, а в современных интерьерах, где заняты вполне обычными делами, и совсем не похожи на голодных, умирающих от страшных болезней. В интервью газете Guardian она заявила, что, во-первых,  чувствует себя американской художницей, а во-вторых, хочет показать, что жизнь в Нигерии столь же «нормальна», как и в других станах.

Это высказывание — точная характеристика главный посыл современного африканского искусства. Молодое поколение художников выступает против экзотизации искусства Африки. Африканцы часто имеют «гибридную идентичность», они живут по всему миру, как и художники других стран, а к собственной африканской идентичности добавляют и другую — западную. Вне зависимости от континетальной прописки, их работы не столь разительно, как раньше, отличаются от молодых художников  Европы или Америки. Кажется, молодые африканцы хотят доказать остальному миру, что Африка  сегодня — вовсе не то место, которым следует пугать маленьких детей, хотя поле для социальной критики там по-прежнему обширное.

Эта позиция сильно отличается от той, что была у старшего поколения художников черного континента. Для авторов, работавших в 1950-80-е годы, социальная и политическая критика, главным образом критика апартеида, была главной темой. Фотограф Дэвид Голдблатт снимал проявления дискриминации и сегрегации — в основном среди рабочих, чье положение во времена апартеида не слишком отличалось от  положения рабов.  Тем же проблемам были посвящены работы Уильяма Кентриджа, одного из самых влиятельных южноафриканских художников, ставшего знаменитым благодаря своим черно-белым анимационным фильмам. Начав с плакатов и рисунков, критикующих режим апартеида, сегодня Кентридж — непременный участник мировых биеннале, постановщик оперы «Волшебная флейта», прошедшей по оперным театрам мира. А Джейн Александер стала известна благодаря своим скульптурам гибридов, полулюдей-полуживотных — ее «Убойные мальчики» (Butcher boys), люди с головами животных, с удавками на шее и шрамами на теле, как будто были найдены на бойне. Ассоциации тут однозначные.

Пионеры современного африканского искусства были белыми, жившими в Южной Африке. Черными художниками европейцы не спешили интересоваться. Даже когда в нью-йоркском МОМА в 1984 году прошла выставка «Примитивизм. Близость племенного и современного», где современные художники были выставлены вместе с африканскими, работы этнических африканцев вообще не были подписаны. Потом выставка была раскритикована за колониальный подход. Хотя связь модернизма и африканского искусства Африки — одна из самых любопытных тем в истории искусства. Долгое время под «африканским искусством» подразумевалось существующее с древних времен изготовление ритуальной скульптуры или масок. И только после выставки «Маги земли» в центре Помпиду, прошедшей в 1989 году, куратором которой выступил Жан-Юбер Мартен, Запад по-настоящему открыл для себя африканских художников.  Мартен  концептуально показал «незападных» художников  равными «западным», нашел в искусстве художников разных стран и континентов общие темы. Поэтому вместе с Нам Джун Пайком, Луиз Буржуа, Кристианом Болтански и прочими топовыми авторами выставлялись неизвестные на тот момент западному миру художники из Африки, Мексики и даже тогда советские Илья Кабаков и Эрик Булатов. Благодаря Мартену вчерашние маргиналы стали звездами мирового масштаба.

Скорее всего, именно эта выставка послужила толчком для коллекционера Жана Пигоцци, который незамедлительно отправился в Африку на поиски современного искусства. Сам Пигоцци признается, что не ставил каких-то концептуальных задач,  а лишь следовал интуиции и покупал то, что ему нравилось. В коллекции Пигоции, которую он собирал с 1989 по 2009 год, нынешние мэтры африканского искусства, такие как, например, Ромуальд Хазуме. Хазуме делает свои работы из канистр из-под бензина,  «возвращая Западу то, что ему принадлежит, отказываясь от общества потребления, которое нас окружает». Всемирную известность Хазуме принесла инсталляция La Bouche du Roi. Собранный из канистр, пряностей и бутылок корабль, возивший рабов из Бенина в Америку и Карибы. Показанная во многих музеях мира, работа была куплена Британским музеем в год 200-летия избавления от рабства.

После открытия африканского искусства западным миром, рынок далеко не сразу на него среагировал. Интерес аукционов стал расти только после серии выставок ведущих музеях мира:  в центре Помпиду, галерее Саатчи, Тейт Модерн, Новом музее в Нью-Йорке. Первый аукцион, который начал торговать африканским искусством специально, Bonhams, открыл торги в 2009 году. До этого лишь избранным африканцам удавалось войти в мировую художественную элиту, выставляя свои работы на торги вместе с западными художниками. Большинство из тех, кто добился успеха на Западе, давно покинули черный континент. Самые именитые, нигерийцы Крис Офили, Йинка Шонибаре, и южноафриканка Марлен Дюма, давно жители Европы и Америки. А Марлен Дюма, перебравшаяся в Голландию, и вовсе была признана самой дорогой художницей из ныне живущих. Ее картина «Посетитель» (The Visitor) была продана на аукционе Sotheby’s в 2008 году за $6,34 млн. На пятки ей наступает художница родом из Эфиопии, живущая в  Нью-Йорке, Жюли Мерету, работающая в жанре абстракции. Картина Retopistics: A Renegade Excavation была продана за $4,6 млн на аукционе Christie’s  в 2013 году. Крис Офили также не отстает от дам:  в 2015 году его «Пресвятая Дева Мария», при написании которой художник использовал слоновий навоз, ушла на аукционе Christie’s за $4,5 млн.

Сегодня рынок современного африканского искусства считается сегодня одним их самых потенциальных. Однако, по мнению главы африканского отдела Sotheby’s  Ханны О’Лири, даже такие мэтры как Эль Анацуи еще не достигли своего пика на аукционах. К слову, Эль Анацуи, один из самых востребованных африканских художников родом из Ганы, поставил свой аукционный рекорд в  2012 году на  Bonhams – его объект «Новая мировая карта» ( New World Map ) был продан за $850 тысяч. Анацуи прославился огромными панно из сплющенных алюминиевых крышек от бутылок. В 2007 году два таких «ковра» были выставлены на Венецианской биеннале, за что художник получил Золотого Льва. Одно из гигантских панно висело прямо на Палаццо Фортуни, переливаясь на солнце как настоящая драгоценность. Свой материал художник нашел относительно недавно. В 1999 году Анацуи приволок с улицы брошенный мешок, в котором лежали тысячи крышек от бутылок виски, джина и рома. Ему в голову пришла идея расплющить их, соединив медной проволокой. Так появилось первое «покрывало», принесшее ему всемирную известность.

Еще 10 лет назад большинство африканских художников считались непродаваемыми. Однако сейчас африканское искусство имеет самый благоприятный прогноз, и можно ожидать новых рекордов на  предстоящих лондонских торгах Sotheby’s 16 мая, где среди топ-лотов выставлено полотно Эль Анацуи  «Земля развивается дальше» (Earth Developing More Roots) с эстимейтом £650-850 тыс.

0

Рекомендуемые материалы

Азгануш Мисакян
Как геймификация в обучении IT помогает взрастить талантливых специалистов

Спрос на специалистов в сфере IT продолжает расти, но кадровый голод мешает бизнесу закрыть эту потребность. Ежегодно нужны тысячи новых профессионалов - разработчиков, аналитиков данных, специалистов по кибербезопасности и пр. При этом проблема во многом обусловлена не отсутствием специалистов, а их недостаточным уровнем подготовки к реальным вызовам индустрии. В результате после окончания онлайн-курсов начинающие программисты получают отказы на собеседованиях, компании остаются без сотрудников, а IT школы вынуждены пересматривать свой подход к обучению.

Что сейчас происходит на отечественном рынке IT и как с помощью геймификации подготовить кадры, способные действительно решать задачи бизнеса - рассказала CEO школы программирования YCLA Coding Азгануш Мисакян.

Владимир Шипков
Топ-менеджеры в эпоху цифровых технологий

Переход с пара на электричество в мировой промышленной индустрии занял почти полвека — с 80-х годов XIX века по 30-е годы XX столетия. Сейчас все преимущества электроэнергии очевидны и неоспоримы, но в то время большинство владельцев мануфактур и фабрик сознательно или неосознанно сопротивлялись неизбежному прогрессу: и в силу инертности сознания, и из-за отсутствия гибкости и коммерческого чутья. И только те, кто первыми оценил перспективы инновации и оперативно внедрил новшество на своих производствах, получили колоссальное конкурентное преимущества.

В контексте цифровизации бизнеса имеет место похожая ситуация. В этой статье бизнес-эксперт в сфере медицины Владимир Шипков рассмотрит роль топ-менеджмента в цифровой трансформации предприятия и проанализирует влияние digital-технологий на коммерческую деятельность компаний.