Ученые из Сибири и Нидерландов нашли одну из причин дефицита счастья у людей

ТОМСК, 20 марта. /ТАСС/. Ученые Томского политехнического университета (ТПУ) и Гронингенского университета (Нидерланды) разработали гипотезу, объясняющую появление дефицита счастья у человека и развитие депрессивных расстройств. Одна из причин, по их мнению, кроется в дисбалансе двух древних моделей поведения, сообщила в понедельник пресс-служба ТПУ.

"Новая гипотеза сегодня вызывает бурную дискуссию в научной литературе и нуждается в дальнейшем подтверждении или опровержении, основываясь на научных фактах. <…> Однако нет сомнений, что она может существенно расширить систему существующих подходов к лечению депрессии", - цитирует пресс-служба одного из авторов гипотезы профессора кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности ТПУ Светлану Иванову.

Смотрите также Американские ученые: цель сна - помочь человеку забывать лишнее

Иванова уточнила, что наши эмоции и поведение регулируются не только корой головного мозга, как считают многие психологи и психиатры, но и другими структурами головного мозга, которые присутствовали еще в мозге позвоночных, живших миллионы лет назад. "По сути, наш мозг при помощи определенного типа поведения управляет исходными данными, чтобы создать определенный выход из той или иной ситуации", - сказала Иванова.

По мнению ученых, существует два основных типа поведения у всех высших организмов (людей и животных): поисково-вознаграждающее и стресс-избегающее. Первое позволяет обеспечить наиболее комфортное существование, упрочить свое положение в окружающей среде (в том числе, в обществе). В эволюционном плане оно проявляется в поиске еды, комфорта, территории и так далее. Стресс-избегающее поведение "включается" в тот момент, когда требуется обеспечить себе защиту от внешних угроз, боли, дискомфорта и других факторов, которые эволюционно могли снизить шансы остаться в живых и иметь потомство.

Как отмечают ученые, в норме эти механизмы поведения уравновешивают друг друга. Когда же один из них начинает работать неправильно или же не взаимодействует с другим, у человека возникает дефицит счастья, который в дальнейшем может привести к депрессии и более серьезным расстройствам. По итогам многолетних наблюдений Иванова и профессор Гронингенского университета Антон Лунен выявили закономерность - при клинически выраженной депрессии существует смещение равновесия в активности двух этих систем в сторону избегающего поведения.

По словам ученых, их гипотеза не противоречит основным существующим гипотезам о депрессии, а, наоборот, дополняет их. Согласно ей, в лечении депрессии могут быть успешными как методы психотерапии, направленные на восстановление баланса исследуемых нейрональных каскадов, так и фармакологические воздействия на нейромедиаторные рецепторы определенных структур мозга (в частности, регулирующие обмен серотонина). В вузе добавили, что гипотеза подробно изложена и обсуждается в зарубежных высокорейтинговых журналах в области нейронаук.

0

Рекомендуемые материалы

Анна Соломахина
Держим руку на пульсе: как вычислить индекс лояльности сотрудников

Любому руководителю очевидно: чтобы клиенты возвращались и были довольны качеством услуг, им нужно уделять внимание. К сожалению, такое же внимание по отношению к сотрудникам часто упускается из виду. Между тем, база удачного менеджмента заключается в том, что клиент никогда не будет удовлетворен больше, чем специалист компании. Особенно это ощущается в медицине. Отсутствие контроля за нагрузкой и различными проблемами каждого члена коллектива чревато сбоем физического и психологического здоровья, а значит, общей атмосферой «в доме». Чтобы не допустить профессионального выгорания, нужно следить за уровнем удовлетворенности. Что это такое и как это правильно делать, рассказывает основатель Школы Медицинского Бизнеса Анна Соломахина.

Кристина Алексеева
Три мифа о пути сотрудника, или почему работа с EX — это больше, чем HR

Многие компании стремятся улучшить опыт сотрудников (Employee Experience, EX), но нередко строят его на устаревших мифах. Они представляют путь сотрудника как линейный процесс, возлагают всю ответственность на HR или пытаются внедрить универсальные решения. Однако реальность сложнее: путь каждого сотрудника индивидуален, его формируют не только HR, но и вся организация. Ключ к успеху — гибкость, персонализация и соответствие корпоративных ценностей реальным условиям работы.

Кристина Алексеева, руководитель комплексных трансформационных проектов, фасилитатор, ментор команд, HR-эксперт с опытом работы на топ-позициях в российских и международных компания, разберёт три распространенных мифа об EX и расскажет, почему работа с опытом сотрудников — это стратегическая задача бизнеса.