Правительство решило не тратить доходы от подорожавшей нефти

Министр финансов Антон Силуанов

Правительство приняло решение не тратить сверхдоходы от укрепляющейся нефти. Об этом журналистам рассказал глава ведомства Антон Силуанов, передает корреспондент РБК.

Вопрос о доходах от дорогой нефти обсуждался на совещании по обеспечению социально-экономического развития, которое в понедельник прошло у премьер-министра Дмитрия Медведева. «По нашим оценкам, при $50 за баррель бюджет получит около 1 трлн руб. дополнительных доходов. А при $55 за баррель сейчас эта сумма составит 1,4 трлн руб.», — сказал Силуанов. Согласно закону о бюджете доходы бюджета в 2017 году должны составить 13,5 трлн руб., расходы — 16,2 трлн руб., дефицит — 2,76 трлн руб (3,2% ВВП).

Бюджетное правило, предусматривающее перевод сверхдоходов от нефти в резервы, должно начать работать с 2020 года. Оно определит базовой ценой нефти отметку $40 за баррель и будет ограничивать бюджетные расходы так, что они должны будут равняться базовым доходам за вычетом процентных расходов на обслуживание долга, объяснял в сентябре Силуанов. Во вторник он сказал, что считает, что бюджетное правило должно заработать с 2020 года. В 2018–2019 годах, по словам министра, должна произойти «подводка, вхождение в конструкцию постоянно действующих бюджетных правил».

«В этой связи обсуждался вопрос о том, как поступать с дополнительными доходами и как нам вести себя в области бюджетной политики, расходных обязательств», — отметил во вторник Силуанов. Власти договорились не использовать сверхдоходы «на финансовое обеспечение расходов бюджета и на эту сумму осуществлять уменьшение использования средств Резервного фонда и ФНБ (Фонда национального благосостояния. — РБК)», объяснил министр. Решение поддержал и президент Владимир Путин, сказал Силуанов. Совещание по экономическим вопросам при главе государства состоялось во вторник, говорится на сайте Кремля.

Объем Резервного фонда по состоянию на 1 января составляет 972,1 млрд руб. (1,1% ВВП), говорится в материалах Минфина. За год он сократился на 2,7 трлн руб. — еще 1 января прошлого года объем фонда составлял 3,6 трлн руб. (4,6% ВВП). Минфин ранее неоднократно предупреждал об исчерпании Резервного фонда уже в 2017 году. Однако 13 января министр экономического развития Максим Орешкин заявил, что благодаря укрепляющейся нефти резервы в этом году могут сохраниться.

В бюджет на 2017–2019 годы заложена цена нефти $40. Однако в последнее время она укрепилась: если в конце ноября баррель Brent стоил не более $50, то по состоянию на 19:08 мск во вторник он стоит $54,39, а на пике этого периода — 6 января — стоимость барреля превышала $57. Российская Urals, как правило, торгуется с дисконтом к Brent: в ноябре 2016 года он составлял $1,3 за баррель, согласно последнему месячному отчету ОПЕК. Американское управление энергетической информации (EIA) прогнозирует среднюю цену Brent в 2017 году в размере $53,5 за баррель.

Премьер-министр Дмитрий Медведев в ноябре давал понять, что в случае появления дополнительных доходов в бюджете власти могут направить их на дополнительные расходы. Это вызвало опасения экспертов. «Эти заявления сулят оптимизм по поводу возврата потребительской модели роста в России, однако они также указывают на потенциал роста инфляционных рисков в перспективе», — писали, в частности, аналитики Альфа-банка.

Bank of America Merrill Lynch ранее указывал на связь между ценой нефти и запросом на реформы в России. Банк прогнозирует восстановление цен до $60 в 2017 году — это может снизить мотивацию властей к изменениям, отмечали аналитики. «Политическое давление в пользу увеличения расходов» существует всегда, но важно ему противостоять, говорил в интервью РБК первый заместитель управляющего директора Международного валютного фонда Дэвид Липтон.

«Нетрата нефтегазовых доходов сделает более прогнозируемой денежно-кредитную политику и позволит ЦБ иметь больший маневр в ДКП с точки зрения снижения ставок и обеспечения стабильности курса рубля», — подчеркнул Силуанов. Он отметил, что дополнительные доходы бюджета не повлияют на объемы заимствований на внутреннем рынке, они будут исполнены на запланированном уровне.

«По нашим планам, мы хотели бы вопрос конструкции бюджетных правил обсудить в правительстве в первом полугодии текущего года и представить их Госдуме в весеннюю сессию», — добавил министр.

При участии Ивана Ткачева

0

Рекомендуемые материалы

Владимир Шипков
Топ-менеджеры в эпоху цифровых технологий

Переход с пара на электричество в мировой промышленной индустрии занял почти полвека — с 80-х годов XIX века по 30-е годы XX столетия. Сейчас все преимущества электроэнергии очевидны и неоспоримы, но в то время большинство владельцев мануфактур и фабрик сознательно или неосознанно сопротивлялись неизбежному прогрессу: и в силу инертности сознания, и из-за отсутствия гибкости и коммерческого чутья. И только те, кто первыми оценил перспективы инновации и оперативно внедрил новшество на своих производствах, получили колоссальное конкурентное преимущества.

В контексте цифровизации бизнеса имеет место похожая ситуация. В этой статье бизнес-эксперт в сфере медицины Владимир Шипков рассмотрит роль топ-менеджмента в цифровой трансформации предприятия и проанализирует влияние digital-технологий на коммерческую деятельность компаний.