Доля нелегальных сигарет в России достигла рекордного уровня

Сбор листьев табака

Доля нелегальной табачной продукции на российском рынке в третьем квартале 2016 года достигла 2,23% от общего объема рынка, свидетельствует исследование Nielsen. Год назад этот показатель был на уровне 1,04%. Это самый высокий уровень нелегальной торговли сигаретами за всю историю измерений, которая ведется с 2012 года, отмечает Nielsen.

Соответствующий вывод исследовательская компания сделала, проанализировав более 15 тыс. пустых сигаретных пачек, которые были собраны в июне—июле 2016 года в 89 городах разных регионов, за исключением Крыма и республик Северного Кавказа.

Основной источник контрабанды сигарет (60%), по данным Nielsen, — страны Евразийского экономического союза. При этом более трети (38,4%) нелегальных пачек сигарет были маркированы белорусскими акцизными марками.

В регионах, граничащих с Белоруссией, доля табачной продукции незаконного происхождения на конец июля 2016 года увеличилась вдвое и достигла 6,94 против 3,06% годом ранее, сообщает Nielsen. В Смоленске доля контрабандных сигарет составила 12,2 против 2,8% в 2015 году, в Великих Луках — 17% (в прошлом году было 9,2%). На границе с Казахстаном произошел трехкратный рост контрабанды — с 1,1% в прошлом году до 3,5% в 2016-м. В Омске на нелегальные сигареты пришлось 10% (против 1,9% в 2015 году), в Рубцовске (Алтайский край)  — 30% (против 6,3%).

Специальное исследование, проведенное летом «TNS Россия» по заказу табачной компании BAT, свидетельствует, что среди российских регионов чемпионом по уровню распространения нелегальных сигарет является Дагестан. Доля контрабандных и контрафактных сигарет здесь составляет 28%. Подавляющее большинство нелегальных пачек, собранных в Дагестане, маркировано белорусскими акцизными марками (98%), свидетельствует исследование.

«Цена российских сигарет росла вслед за акцизами быстрее, чем доходы потребителей. В результате легальная продукция стала не по карману многим россиянам, и они начали искать более дешевую альтернативу», — отметил представитель «БАТ Россия» Александр Лютый. По его словам, табачная продукция в России стоит уже в два-три раза дороже, чем в соседних странах.

Главной причиной более чем двукратного роста доли нелегального рынка в России остается сохранение существенной разницы в ставках акцизов и ценах на табачную продукцию между странами — членами Евразийского экономического союза, согласен вице-президент JTI по корпоративным отношениям и коммуникациям в России Сергей Киселев.

«Отсутствие акцизной гармонизации в ЕАЭС вывело такие белорусские марки, как FEST, NZ и MINSK, в топ-5 самых востребованных сигаретных брендов на нелегальном рынке», — говорит Киселев. По его оценкам, белорусские сигареты продаются в России по цене 40–50 руб. за пачку, тогда как недорогие легальные сигареты, произведенные на российских фабриках, — по 75 руб. «Доля продукции Гродненской фабрики в общероссийском масштабе выросла вдвое и составила треть всего нелегального потребления в России», — утверждает эксперт.

По оценкам BAT, с учетом республик Северного Кавказа на нелегальные сигареты приходится 4% российского рынка. «В масштабах страны это огромные цифры — более 10 млрд сигарет в год. Такое количество подакцизной продукции принесло бы в государственную казну около 23,5 млрд руб. налогов», — подсчитал Александр Лютый.

На этом фоне планы Минфина проиндексировать ставки акцизов на сигареты в 2017 году на 10% по сравнению с уже 15-процентным увеличением, предусмотренным Налоговым кодексом, могут привести к тому, что дополнительные ожидания по налоговым поступлениям попросту не оправдаются, заключает Сергей Киселев.

Скептически к инициативе Минфина относятся и представители Philip Morris, полагая, что она «приведет к резкому повышению розничных цен на табачные изделия и, как следствие, может существенно ускорить рост нелегального рынка сигарет». Чтобы остановить рост рынка нелегальной табачной продукции, необходимы комплексные меры, считает вице-президент по корпоративным вопросам аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России Сергей Слипченко. Среди них он называет предсказуемую и взвешенную налоговую политику, гармонизацию акцизных ставок на сигареты в ЕАЭС и повышение эффективности правоприменительной практики.

0

Рекомендуемые материалы

Азгануш Мисакян
Как геймификация в обучении IT помогает взрастить талантливых специалистов

Спрос на специалистов в сфере IT продолжает расти, но кадровый голод мешает бизнесу закрыть эту потребность. Ежегодно нужны тысячи новых профессионалов - разработчиков, аналитиков данных, специалистов по кибербезопасности и пр. При этом проблема во многом обусловлена не отсутствием специалистов, а их недостаточным уровнем подготовки к реальным вызовам индустрии. В результате после окончания онлайн-курсов начинающие программисты получают отказы на собеседованиях, компании остаются без сотрудников, а IT школы вынуждены пересматривать свой подход к обучению.

Что сейчас происходит на отечественном рынке IT и как с помощью геймификации подготовить кадры, способные действительно решать задачи бизнеса - рассказала CEO школы программирования YCLA Coding Азгануш Мисакян.

Владимир Шипков
Топ-менеджеры в эпоху цифровых технологий

Переход с пара на электричество в мировой промышленной индустрии занял почти полвека — с 80-х годов XIX века по 30-е годы XX столетия. Сейчас все преимущества электроэнергии очевидны и неоспоримы, но в то время большинство владельцев мануфактур и фабрик сознательно или неосознанно сопротивлялись неизбежному прогрессу: и в силу инертности сознания, и из-за отсутствия гибкости и коммерческого чутья. И только те, кто первыми оценил перспективы инновации и оперативно внедрил новшество на своих производствах, получили колоссальное конкурентное преимущества.

В контексте цифровизации бизнеса имеет место похожая ситуация. В этой статье бизнес-эксперт в сфере медицины Владимир Шипков рассмотрит роль топ-менеджмента в цифровой трансформации предприятия и проанализирует влияние digital-технологий на коммерческую деятельность компаний.