Новые законы обойдутся бизнесу более чем в 2,6 трлн руб.
С 2017 года власти начнут следить за тем, как новые законы влияют на издержки бизнеса: правительство впервые оценит фактическое воздействие на бизнес законов, правительственных и ведомственных актов. Проект плана оценки вступивших в силу актов опубликован Министерством экономического развития на портале Regulation.gov.ru. Оценка фактического воздействия позволит проследить взаимосвязь между целями принятия проекта нормативного акта, предварительной оценкой его воздействия (ОРВ), проводимой Минэкономразвития, и тем эффектом, что повлекло его принятие, сказано в пояснительной записке. «Это будет способствовать существенному улучшению качества государственного регулирования экономической деятельности», — рассчитывает министерство.
Ранее Минэкономразвития уже обращало внимание на проблему «нормотворческого принтера»: нормативных актов предлагается все больше, а серьезного анализа за ними не стоит, подсчет издержек для государства и бизнеса от принятия нового акта зачастую не производится.
Теперь Минэкономразвития предлагает изучить в общей сложности 129 документов: 46 действующих законов, 42 постановления правительства и 41 ведомственный нормативный акт. Все они напрямую затрагивают интересы бизнеса — претензии к этим документам со стороны бизнес-организаций, а также компаний — игроков различных секторов рынка положены в основу проекта плана оценки, видно из документа Минэкономразвития. При этом 68 различных актов (37 из них действующие федеральные законы) в проект плана не включены, в частности из-за недостаточной аргументации позиции заявителей, следует из пояснения министерства. Например, предложено исключить такие важные для бизнеса законы, как о развитии малого и среднего бизнеса, о защите конкуренции, о банкротстве.
Аргументы бизнеса, подпавшего под действие тех или иных актов, принятых в последние годы, представлены в плане Минэкономразвития. В ряде таких отзывов бизнес-организации и компании-заявители подсчитали затраты, которых от них требует исполнение нормативных актов. Сумма этих затрат превышает 2,6 трлн руб., подсчитал РБК.
Крупнейшие траты в ближайшие годы ожидают электроэнергетиков, следует из подсчетов Совета производителей энергии. Из-за введенного законом об охране окружающей среды требования о скорейшем оснащении теплоэлектростанций оборудованием, сокращающим негативное воздействие на окружающую среду, затраты собственников всех российских ТЭЦ могут достигнуть 1 трлн руб. «Мобилизовать такие колоссальные средства в ближайшие пять лет для инвестирования не представляется возможным», — пишут заявители. Отказ же от переоборудования ТЭЦ обойдется энергетикам столь же дорого: они должны будут вносить кратно повышенную плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Видео: Телеканал РБК
Еще 33 млрд руб. к 2025 году будут стоить энергетикам утвержденные постановлением правительства в декабре 2014 года ставки платы за пользование водой из источников, находящихся в федеральной собственности, пишет Совет производителей энергии. Эти ставки — препятствие для развития гидроэлектростанций, а кроме того, они негативно сказываются на таких важнейших отраслях, как сельское хозяйство и промышленность, ЖКХ, отмечает заявитель. Он призывает снизить ставки: «В условиях кризиса на рынке кредитования и резкого снижения валютного курса рубля <...> дополнительная фискальная нагрузка в виде ставок водопользования и водного налога чрезмерно завышена, что никаким образом не стимулирует бизнес экономно расходовать водные ресурсы, а только повышает издержки производственного цикла». В целом затраты бизнеса на исполнение требований о снижении негативного воздействия на окружающую среду составят «сотни миллионов рублей», прогнозирует Торгово-промышленная палата (ТПП), следует из документа Минэкономразвития.
Только одному ЛУКОЙЛу в 25 млрд руб. обойдется требование закона об установке дополнительных систем оповещения населения, подсчитала компания. И траты эти будут бессмысленны, следует из отзыва нефтяников: можно оповестить население о распространении радиоактивного или химического облака — это позволяет принять меры для эвакуации, но аварии на взрывопожарных объектах (такие у ЛУКОЙЛа есть) настолько спонтанны и скоротечны, что исключают возможность заблаговременного предупреждения населения.
28 млрд руб. требуется от мелких производителей пива и других слабоалкогольных напитков, а также от продавцов таких напитков за подключение к ЕГАИС. Закон этого не требует, но на практике контролирующие органы вынуждают бизнес подключиться к системе для учета объемов по смежным видам деятельности (закупка, поставки и т.д.), пишет «Опора России». Помимо единовременной траты на подключение организация оценила и траты на обслуживание системы — 9,5 млрд руб. в месяц (114 млрд руб. ежегодно).
Закон о водоснабжении обязал абонентов до 1 января 2019 года установить локальные очистные сооружения для очистки сточных вод перед сбросом в центральную канализацию, пишет РСПП. Он оценивает эту законодательную норму как «принуждение» предпринимательства к инвестированию в очистные сооружения. По оценкам РСПП, жесткие нормативы, определяющие величину компенсационных платежей за превышение требований к составу сточных вод, повлекут дополнительные издержки для каждого малого предприятия до 14 млн руб. в год, для среднего пищевого предприятия — до 50–70 млн руб. в год, для крупного — 100–500 млн руб. ежегодно.
В числе законов, переоценить которые предлагает Минэкономразвития, может оказаться и тот, что вводит плату за вред, причиняемый автодорогам большегрузным транспортом (закон о плате в систему «Платон»). На него поступило немало жалоб, следует из сводки министерства. В частности, о значительном удорожании стоимости перевозок и увеличении затрат на доставку сельхозпродукции из-за этого закона сообщили ТПП и РСПП. Кроме того, кратное увеличение штрафов для компаний и водителей большегрузов (до 350 тыс. руб.) увеличило стоимость перевозок в 2–2,5 раза, подсчитали заявители.