Средний чек россиян в магазинах за год сократился на 10%

Сумма чека среднестатистического посетителя российского магазина, расположенного в городе с населением более 100 тыс. человек, в июне 2016 года составила 504 руб., сообщает исследовательский холдинг «Ромир». По сравнению с предыдущим месяцем сумма в чеке выросла на 1,4%, однако в целом осталась на невиданно низком еще три-четыре года назад уровне.

«По сравнению с июнем прошлого года средний чек потерял 55 руб., или почти 10% своей стоимости. С учетом накопленной за период инфляции в 7,5% за год чек потерял почти шестую свою часть. Пятимесячный тренд низкого среднего чека говорит о продолжающемся режиме экономии», — отмечается в отчете «Ромир».

При этом особенно сильно сокращают свои расходы жители крупных городов. В городах-миллионниках сумма среднего чека в июне 2016 года сократилась по сравнению с маем на 3%, а в Москве — сразу на 4% (с 650 до 625 руб.).

Об ухудшении ситуации говорит и зафиксированное в июне снижение общих расходов россиян. По итогам первого месяца лета они сократились в годовом исчислении на 11,4%, тогда как ранее эксперты фиксировали их рост. При этом общие расходы жителей российских городов с населением свыше 1 млн человек в июне 2016 года сократились в годовом исчислении более чем на 15%.

«Раньше потребители в целях экономии чаще ходили по магазинам, посещая большее количество торговых точек в поисках лучших ценовых предложений. Они совершали покупки чаще, но при рациональном выборе платили каждый раз меньше. В июне же на фоне сократившихся расходов можно говорить о том, что россияне уже и к интенсивному шопингу теряют интерес. Единоразово они оставляют на кассе столько же, но теперь делают покупки чуть реже», — поясняется в отчете.

Среди федеральных округов (ФО) наибольшим снижением суммы разовых потребительских расходов отметился Приволжский: здесь сумма среднего чека сократилась в июне на 3,6%. В Дальневосточном ФО чек «похудел» на 1,6%, в Центральном остался без изменений. В то же время на северо-западе и юге России был отмечен значительный рост разовых расходов на покупки (+9 и +7,1% соответственно).

«Если говорить о размере среднего чека в различных торговых каналах, то положительную динамику (+3,5%) показали только магазины традиционной торговли. Современные торговые форматы, особенно крупные, продолжают медленно, но верно терять по 2–5 руб. каждый месяц в размере чека. В дискаунтерах средний чек остается достаточно стабильным на протяжении последних пяти месяцев, показывая колебания в ±2–3 руб. ежемесячно», — отмечается в отчете «Ромир».

Ранее эксперты Центра развития Высшей школы экономики (ВШЭ) предупредили, что замедление роста цен не помогло остановить падение потребительского спроса со стороны населения. По данным ВШЭ, розничный товарооборот в мае 2016 года по сравнению с апрелем и за вычетом сезонности сократился на 1,1% (падение показателей продолжается уже 17 месяцев подряд), при этом сильнее других упали продажи продовольственных товаров. В ВШЭ отмечают, что такая ситуация свидетельствует об ухудшении благосостояния наименее обеспеченных слоев населения.

По данным Росстата, реальные располагаемые доходы россиян, то есть деньги, которые остаются на руках после всех обязательных платежей и могут быть потрачены на собственные нужды или отложены на будущее, упали в мае 2016 года в годовом исчислении на 5,7%. Согласно официальным данным, непрерывное сокращение доходов россиян продолжается более полутора лет подряд: в последний раз их прирост в годовом исчислении отмечался в октябре 2014 года.

0

Рекомендуемые материалы

Ксения Шереметьева
Микроменеджмент не пройдет: как перестать быть «контрол-фриком» и получить удовольствие от работы

Борьба с микроменеджментом — «новый черный» в практиках управления: с этим явлением воюют и в глобальных корпорациях, и в крошечных стартапах. И не зря: навязчивое патерналистское управление и стремление к тотальному контролю всех процессов стали настоящим red flag для соискателей. Опрос, проведенный в прошлом году Monster.com — крупнейшей в мире платформой по поиску работы и персонала, показал глубину катастрофы: 73 % работников считают микроменеджмент самой большой проблемой на рабочем месте, еще 46 % называют его причиной, по которой они покинут компанию. А как в этой ситуации вести себя тем, кто связывает работника и работодателя, — HR-агентствам и есть ли универсальные ответы на этот вызов, расскажет Ксения Шереметьева, операционный директор ГК Selecty, специализирующийся на рекрутинге и аутсорсинге ИТ-персонала.