Бизнесмен Роман Троценко купил два российских аэропорта

Аэропорт Минеральные Воды

Холдинг «Новапорт» бизнесмена Романа Троценко приобрел сразу два региональных аэропорта — в Калининграде и Минеральных Водах. Об этом сказано в пресс-релизе, поступившем в редакцию РБК. Ранее оба актива входили в холдинг «Аэроинвест», принадлежащий сенатору и бывшему президенту Кабардино-Балкарии Арсену Канокову.

Подробности сделки РБК рассказал гендиректор «Аэроинвеста» Егор Соломатин. По его словам, речь идет о продаже 100% калининградского аэропорта и 60% аэропорта Минвод (еще 40% у правительства Ставрополья). Общая сумма сделки превысила 11 млрд руб., сказал Соломатин (представитель Троценко это не комментирует). При этом сам «Аэроинвест» успел вложить в развитие обоих активов более 10 млрд руб.

«Новапорт» сделал нам выгодное предложение. В последнее время аэропортовый бизнес не являлся приоритетом, мы решили сосредоточиться на управлении недвижимостью, которой владеем в Сочи, а также на сельском хозяйстве, например, молочном животноводстве и горном садоводстве, куда планируем направить 20 млрд руб., в том числе средства от продажи аэропортов», — сообщил топ-менеджер.

Принадлежащая Канокову компания «Синдика» владеет недвижимостью, например,​ пятизвездочной гостиницей Radisson Blu Paradise в Сочи. По словам Соломатина, компания вложила в это направление более 10 млрд руб., и в отличие от многих объектов, построенных к Олимпиаде, оно является коммерчески выгодным.

Аэропортовые холдинги в России

До сделки «Новапорта» и «Аэроинвеста» в России за крупные региональные аэропорты конкурировали четыре аэропортовых холдинга.

«Новапорт» уже объединяет аэропорты Новосибирска, Томска, Барнаула, Челябинска, Волгограда, Астрахани, Читы, Мурманска, Тюмени и Перми. По данным компании, все аэропорты пропустили в 2014 году 9,2 млн пассажиров и 50 тыс. т грузов.

«Базэл аэро» — совместное предприятие «Базового элемента», Сбербанка России и Changi Airports International (стопроцентное дочернее предприятие Changi Airport Group), включающее аэропорты в Сочи, Краснодаре, Анапе и Геленджике. Компания сообщает, что суммарный пассажиропоток в 2015 году составил 8,6 млн человек.

В «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга входят аэропорты Екатеринбурга, Самары, Нижнего Новгорода и Ростова-на-Дону. Совокупный пассажиропоток, по данным компании, составил 9,5 млн человек в 2015 году. Также холдинг занимается строительством новых аэропортов в Ростове-на-Дону и Саратове.

«Аэроинвест» был основан в 2011 году, а в 2012-м купил у банка «Санкт-Петербург» калининградский аэропорт Храброво, на который претендовали и остальные игроки. После продажи аэропортов в Калининграде и Минеральных Водах холдинг остается без аэропортов.

О том, что Троценко приобрел аэропорт Храброво в Калининграде, стало известно в среду утром. Об этом в ходе рабочей поездки в Калининград заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов, осматривавший объекты к чемпионату мира по футболу (в этом городе пройдет часть матчей ЧМ-2018). Троценко, сопровождавший чиновника, пообещал ему, что объект будет сдан в четвертом квартале 2017 года. В ответ Шувалов назвал «хорошей новостью» тот факт, что «Новапорт» стал собственником Храброво.

Аэропорт Минвод является крупнейшим в Северо-Кавказском федеральном округе и занимает 13-е место в России, пассажиропоток в прошлом году почти достиг 2 млн человек. Аэропорт Калининграда на 19-м месте, в прошлом году через него прошли 1,5 млн человек.

Глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев полагает, что одной из причин, подтолкнувших «Аэроинвест» к продаже активов, могло быть давление федеральных и региональных властей, недовольных темпами, которыми холдинг проводил реконструкцию Храброво к ЧМ-2018. «Наблюдалось отставание от графика, аэропорт находится не в лучшем состоянии и не соответствует требованиям к мероприятиям такого уровня», — подчеркивает эксперт.

В «Новапорте» рассказали, что уже ведут работы в калининградском аэропорту для подготовки к ЧМ-2018: проводят реконструкцию и расширение аэровокзала, реконструкцию взлетно-посадочной полосы, строительство скоростной рулежной дорожки, реконструкцию перрона на 24 места стоянки самолетов и других объектов.

«Новапорт» объединяет десять региональных аэропортов (без учета Калининграда и Минвод). Крупнейший из них — Толмачево в Новосибирске — по итогам 2015 года занял восьмое место по пассажиропотоку, приняв 3,7 млн человек. Владелец «Новапорта» Роман Троценко с 2012 по 2015 год возглавлял швейцарскую «дочку» «Роснефти» Rosneft Overseas, а ранее, как писала газета «Коммерсантъ», был советником главы госкомпании Игоря Сечина.

Пантелеев обращает внимание на активность, которую «Новапорт» в последнее время проявляет на рынке. «Недавно они приобрели аэропорт в Кемерово, немного раньше — в Мурманске, публично озвучили интерес к Домодедово. Покупка еще двух относительно крупных региональных аэропортов укладывается в стратегию расширения», — говорит эксперт. Он добавляет, что перспективы аэропорта в Минводах зависят от развития внутреннего туризма.

Ранее «Новапорт» в партнерстве с «Роснефтью» вел переговоры о покупке московского аэропорта Домодедово. Холдингу был нужен аэропортовый комплекс, а нефтяной компании — топливо-заправочная инфраструктура. Сделка намечалась в 2013 году (тогда терминал являлся крупнейшим в России), актив оценивался в $4,8 млрд. Как рассказывал РБК источник, знакомый с ходом переговоров, до $3,315 млрд готов был предоставить Сбербанк. Покупка сорвалась, когда представителям Троценко предложили перечислить залог в размере $100 млн, но этого сделано не было, добавляет источник РБК.

В ходе Петербургского международного экономического форума в июне 2016 года Троценко заявил агентству RNS, что сохраняет интерес к Домодедово, но инициирует переговоры не раньше, чем владелец Дмитрий Каменщик будет освобожден из-под домашнего ареста. Последнего отпустили на свободу в прошлую пятницу, 1 июля, но, как говорят в пресс-службе Домодедово, никаких переговоров Троценко пока не вел.

0

Рекомендуемые материалы

Топ-менеджеры в эпоху цифровых технологий
Владимир Шипков
Топ-менеджеры в эпоху цифровых технологий

Переход с пара на электричество в мировой промышленной индустрии занял почти полвека — с 80-х годов XIX века по 30-е годы XX столетия. Сейчас все преимущества электроэнергии очевидны и неоспоримы, но в то время большинство владельцев мануфактур и фабрик сознательно или неосознанно сопротивлялись неизбежному прогрессу: и в силу инертности сознания, и из-за отсутствия гибкости и коммерческого чутья. И только те, кто первыми оценил перспективы инновации и оперативно внедрил новшество на своих производствах, получили колоссальное конкурентное преимущества.

В контексте цифровизации бизнеса имеет место похожая ситуация. В этой статье бизнес-эксперт в сфере медицины Владимир Шипков рассмотрит роль топ-менеджмента в цифровой трансформации предприятия и проанализирует влияние digital-технологий на коммерческую деятельность компаний.

Ксения Шереметьева
Микроменеджмент не пройдет: как перестать быть «контрол-фриком» и получить удовольствие от работы

Борьба с микроменеджментом — «новый черный» в практиках управления: с этим явлением воюют и в глобальных корпорациях, и в крошечных стартапах. И не зря: навязчивое патерналистское управление и стремление к тотальному контролю всех процессов стали настоящим red flag для соискателей. Опрос, проведенный в прошлом году Monster.com — крупнейшей в мире платформой по поиску работы и персонала, показал глубину катастрофы: 73 % работников считают микроменеджмент самой большой проблемой на рабочем месте, еще 46 % называют его причиной, по которой они покинут компанию. А как в этой ситуации вести себя тем, кто связывает работника и работодателя, — HR-агентствам и есть ли универсальные ответы на этот вызов, расскажет Ксения Шереметьева, операционный директор ГК Selecty, специализирующийся на рекрутинге и аутсорсинге ИТ-персонала.