С интернет-агрегаторов новостей снимут обязанность проверять информацию
Поправки к принятому в первом чтении законопроекту о новостных агрегаторах подготовил председатель думского комитета по информационной политике Леонид Левин. Об этом он сам рассказал РБК. По его словам, корректировки были составлены по итогам диалога с участием интернет-отрасли и органов власти. «Практически по всем спорным моментам были найдены решения, устроившие российское интернет-сообщество», — утверждает он.
В этот вторник комитет рассмотрит поправки Левина, и в случае одобрения уже в пятницу Дума может принять законопроект во втором чтении. Окончательно он может быть принят до конца весенней сессии, отмечает Левин.
Что меняется в законе
Поправки отменяют один из наиболее спорных пунктов законопроекта — об обязанности агрегаторов проверять достоверность распространяемой ими информации, если она получена от ресурсов, зарегистрированных в Роскомнадзоре как СМИ. Они не несут ответственности за то, что пишут СМИ, говорит Левин. Во время дискуссии представители отрасли и органов власти не раз указывали на то, что этот пункт фактически приостановит работу агрегаторов. Премодерация такого множества материалов технически невыполнима, кроме того, требование избыточно, поскольку агрегаторы собирают информацию из СМИ, чья деятельность и так подпадает под законы о средствах массовой информации, говорилось в отзыве Минкомсвязи на законопроект.
В новой версии меняется и требование к владельцу. В первой редакции законопроекта вводилось ограничение в 20% на иностранное участие. Теперь владельцем могут быть любые иностранные лица, но они должны учредить российское юридическое лицо. Таким образом, компании «Яндекс» не придется менять структуру собственности, говорит Левин. «Мы рассчитываем, что компания Google найдет юридическое решение данной проблемы и сможет продолжить агрегировать новости СМИ для своих пользователей», — добавляет автор поправок.
Поправки уточняют, как агрегаторы обязаны хранить информацию: они просто должны в течение полугода сохранять ссылки, так что эта норма не вызовет проблем, рассказывает Левин. Снижены и штрафы за невыполнение распоряжения Роскомнадзора об удалении противоправной информации: минимальная планка отныне составит 600 тыс. руб. вместо предусмотренных ранее 800 тыс. руб. за первое нарушение. Вступить в силу законопроект теперь должен с 1 января 2017 года, в первоначальной версии указывалось, что он вступает в силу через десять дней после опубликования.
Невыполнимые требования
Законопроект о приравнивании новостных агрегаторов к СМИ разработали депутат от «Справедливой России» Алексей Казаков и коммунист Александр Ющенко. Они внесли его в Госдуму 25 февраля. 19 апреля документ был принят в первом чтении. Уже тогда в Думе обещали значительно подкорректировать его ко второму чтению.
Документ определяет новостной агрегатор — это интернет-ресурс с аудиторией более 1 млн посетителей в сутки, который собирает, обрабатывает и распространяет информацию. В первоначальной версии законопроекта на агрегаторы предлагалось возложить, по сути, ту же ответственность за распространяемую информацию, что сейчас лежит на СМИ. Для этого им придется получать специальную лицензию в Роскомнадзоре, который будет вести реестр новостных агрегаторов, — так же ведомство получает в случае со СМИ. Как и по отношению к СМИ, Роскомнадзор получает право требовать от агрегатора блокировать противоправную информацию. Ранее ведомство могло требовать это только у СМИ.
Собеседники РБК в интернет-компаниях резко критиковали первоначальную версию законопроекта, где содержалось требование о проверке агрегируемой информации. Многие требования, прописанные в документе, «не соответствуют фактическим возможностям» и «невыполнимы», подчеркивал представитель «Яндекса». В компании утверждали, что принятие законопроекта в первоначальной редакции поставит под угрозу существование «Яндекс.Новости» в его нынешнем виде. Представитель Mail.Ru Group особенно отмечал размытость определения новостного агрегатора, которое может быть отнесено «практически к любому интернет-сервису, включая мессенджеры, соцсети, поиск».
Собеседники РБК в компаниях также указывали на норму об ограничении иностранного владения на уровне 20%: представитель «Яндекса» называл ее чрезмерной и носящей «запретительный характер» для большинства российских компаний, а представитель Mail.Ru Group выражал опасение, что подобная мера может ударить не только по бизнесу интернет-компаний, но и по инвестиционному климату в целом.
«Сервис сможет работать»
В ходе консультаций представителей отрасли с профильным комитетом Госдумы в законопроекте ко второму чтению учтены все «принципиальные предложения» интернет-компаний, считает Сергей Плуготаренко, директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК; объединяет более ста игроков интернет-рынка, выступала посредником между отраслью и Госдумой в обсуждении законопроекта).
Из первоначальной версии убрали несколько «наиболее чувствительных» для работы новостных агрегаторов пунктов, соглашается представитель Mail.Ru Group. «После этих изменений сервис сможет продолжить работу», — заверил РБК представитель интернет-холдинга.
У «Яндекса» (развивает крупнейший в Рунете новостной агрегатор «Яндекс.Новости») был ряд принципиальных замечаний к законопроекту и при обсуждении поправок ко второму чтению «часть этих замечаний была учтена», сообщили РБК в пресс-службе компании. Не вошедшие в текущий пакет поправок предложения могут быть отражены в подзаконных актах, которые будет готовить Роскомнадзор, сказал сотрудник пресс-службы «Яндекса».
Представитель Google не смог оперативного прокомментировать обновленную версию законопроекта, объяснив, что юристам компании необходимо время на изучение поправок. В Rambler & Co. в воскресенье не смогли предоставить оперативный комментарий.
«В новой редакции уравновешены интересы защиты прав граждан, общественной безопасности и интернет-бизнеса, — уверяет Левин. — Этот закон будет очередным шагом по введению в правовое поле новых медиа, не подпадающих под действие действующего закона «О СМИ».
Вопросы отрасли
Как отмечают Плуготаренко и собеседник в крупной интернет-компании, обновленная версия законопроекта не учитывает еще двух важных пожеланий отрасли. Первое — уточнить содержание требований к предписаниям Роскомнадзора, второе — сузить понятие «владелец новостного агрегатора», которое сейчас достаточно размыто.
Предполагается, что вопрос о предписаниях Роскомнадзора еще будет обсуждаться на следующих этапах проработки нормативно-правовых актов, уточняет Плутогаренко. Пункт о возможном подпадании под действие законопроекта социальных сетей («ВКонтакте», Facebook, Twitter и др.) по-прежнему вызывает вопросы, считает собеседник в крупной интернет-компании.
Однако, как поясняет Плутогаренко, из определения в законопроекте следует, что интернет-сервисы могут считаться новостными агрегаторами, только если сами обрабатывают и распространяют новостную информацию. Например, если модуль новостной агрегации, который предлагает соцсеть, появляется принудительно на главной странице такого сервиса и его размещение там является решением администрации соцсети, говорит глава РАЭК. Если же «сбором» и сортировкой новостей занимаются пользователи, то такие сервисы не подпадают под действие законопроекта, заключает он.