Основатель самого дорогого стартапа пообещал Москве такси в складчину

Сервис совместных поездок uberPOOL будет запущен в России «в ближайшие месяцы». Об этом заявил основатель и генеральный директор компании Uber Трэвис Каланик, выступая на лекции в Москве. Для работы сервиса должна быть «наработана критическая масса поездок», уточнил он. По словам Каланика, когда рынок слишком маленький, сложно искать двух людей, которые ездят по одному и тому же маршруту в одно время, но когда превышен определенный масштаб, система начинает работать.

В Москве заметен «чрезвычайный рост», и каждый месяц приближает «все ближе и ближе к цели», отметил Каланик. Он затруднился ответить на вопрос корреспондента РБК, сколько конкретно месяцев потребуется для запуска uberPOOL, но «совершенно точно — до конца года», отметил Каланик, отвечая на вопрос.

Сервис uberPOOL, запущенный в августе 2014 года, предлагает нескольким пассажирам совместно использовать Uber по разным адресам. Сам по себе «карпулинг» (совместное использование автомобиля) не нов, но современные технологии позволяют использовать пять с лишним миллионов автомобилей в Москве «на благо всего общества и без лишних затрат со стороны бюджета и налогоплательщиков», указывал в колонке для РБК Каланик.

Сервис uberPOOL способен моментально — нажатием одной кнопки — объединять клиентов, которым необходимо ехать в одном направлении: модель «уже доказала свою эффективность с точки зрения снижения трафика и выброса в атмосферу вредных веществ», пояснял Каланик. В пример он приводил Лос-Анджелес, где благодаря uberPOOL общий пробег автомобилей за год снизился на 7,9 млн миль, выхлопы — на 1400 т. В китайских мегаполисах (Шанхай и Чэнду) сервисом еженедельно пользуются свыше 100 тыс. человек, указывал Каланик.

Все больше представителей молодого поколения — «миллениалов» — хотят использовать автомобиль в складчину с помощью сервисов каршеринга: в Азиатско-Тихоокеанском регионе, как показал опрос людей до 30 лет, коллективное пользование автомобилем персональному предпочитают 50%, в Северной Америке — 20%, уверена партнер венчурного фонда Kleiner Perkins Caufield & Byers (KPCB; инвестор Uber) Мэри Микер. Uber является пионером в этой сфере: помимо пропаганды отказа от личного транспорта сервис предлагает возможность совместных поездок по одному маршруту — как раз через uberPOOL. На него приходится уже 40% всех поездок в Сан-Франциско.

Каланик основал Uber в 2009 году в Сан-Франциско. В начале июня 2016 года стало известно о привлечении сервисом $3,5 млрд инвестиций от суверенного фонда Саудовской Аравии Public Investment Fund (PIF), сообщила газета The Wall Street Journal (WSJ). По данным издания, текущий размер раунда составил около $5 млрд и стал рекордным для венчурного рынка (предыдущий рекорд был $4,5 млрд инвестиций в китайский платежный онлайн-сервис Ant Financial, аффилированный с Alibaba Group). В феврале 2016 года об инвестициях в размере $200 млн сообщил холдинг LetterOne Михаила Фридмана, Германа Хана и Алексея Кузьмичева. По данным источников РБК, также «несколько десятков миллионов долларов» вкладывал в Uber основной акционер холдинга USM Holdings Алишер Усманов с партнерами. Uber сохраняет лидерство в списке самых дорогих стартапов мира: после привлечения раунда от PIF оценка сервиса Каланика достигла почти $68 млрд (до этого инвесторы оценивали компанию в $62,5 млрд).

В декабре 2015 года в Россию впервые приезжали топ-менеджеры Uber, в частности вице-президент компании Райан Грэйвс. В интервью РБК Грэйвс говорит, что Россия — один из приоритетных рынков для развития компании и в планах — запуск сервиса примерно в десяти новых городах России.

Отрывок московской лекции основателя Uber Трэвиса Каланика Видео: Телеканал РБК

0

Рекомендуемые материалы

Владимир Шипков
Топ-менеджеры в эпоху цифровых технологий

Переход с пара на электричество в мировой промышленной индустрии занял почти полвека — с 80-х годов XIX века по 30-е годы XX столетия. Сейчас все преимущества электроэнергии очевидны и неоспоримы, но в то время большинство владельцев мануфактур и фабрик сознательно или неосознанно сопротивлялись неизбежному прогрессу: и в силу инертности сознания, и из-за отсутствия гибкости и коммерческого чутья. И только те, кто первыми оценил перспективы инновации и оперативно внедрил новшество на своих производствах, получили колоссальное конкурентное преимущества.

В контексте цифровизации бизнеса имеет место похожая ситуация. В этой статье бизнес-эксперт в сфере медицины Владимир Шипков рассмотрит роль топ-менеджмента в цифровой трансформации предприятия и проанализирует влияние digital-технологий на коммерческую деятельность компаний.