Связь будущего: смогут ли операторы сделать ее бесплатной

Президент ОАО «МТС» Андрей Дубовсков

«Должно быть бесплатно»

Президент МТС Андрей Дубовсков спрогнозировал: в обозримом будущем услуги сотовой связи и подключения к интернету должны стать бесплатными для потребителей. Пользователи не должны «платить за удовлетворение своих коммуникативных потребностей», а самой компании [МТС] — уже «стыдно брать за это 1–1,5% от зарплаты», заявил Дубовсков. «Все, что мы даем, должно быть бесплатно», — сказал президент МТС. Он затруднился ответить на вопрос, на чем в итоге будут зарабатывать операторы «большой четверки» — МТС, «МегаФон», «ВымпелКом» и Tele2.

«В совсем далеком будущем, как мне видится, будет один инфраструктурный оператор, которому принадлежит «труба», в которой ходят мегабиты [инфраструктура связи], а операторы будут продавать услуги тем, кто этой инфраструктурой будет пользоваться», — объясняет партнер компании Ernst&Young Михаил Романов. Крупнейшие операторы связи долгие годы инвестировали в провода и вышки — сейчас эти объекты доступны всем, часто используются компаниями совместно и больше не являются предметом конкуренции, это мировой тренд, добавляет руководитель агентства Content Review Сергей Половников.

Например, магистральной сетью нефтепроводов владеет одна компания — «Транснефть», но добывать нефть и строить небольшие участки инфраструктуры могут многие; федеральная сеть железных дорог принадлежит одним РЖД, но между собой конкурируют частные операторы подвижного состава. При этом нельзя говорить, что для абонента сама связь окажется совсем уж бесплатной: так, пассажир поезда не платит за проезд определенного количества километров по рельсам, но в цену билета заложены платежи перевозчика в пользу РЖД. Операторы, предоставляющие услуги, будут получать деньги от абонентов, а сами будут платить за аренду инфраструктуры, отметил Романов.

Правоту Дубовскова подтверждает статистика: выручка от услуг голосовой связи сокращается с 2012 года (см. график). В 2015-м операторы вовсе исчерпали возможности органического прироста абонентской базы: уровень проникновения SIM-карт вырос почти до 190% активного населения России, впервые в истории объем рынка не только не вырос, но и немного сократился — на 0,1% «год к году», следует из материалов « ВымпелКома».

По расчетам аналитиков «МегаФона», российский рынок голосовой мобильной связи сократился в 2015 году на 6,7% (примерно до 550 млрд руб.)  — и это в 2,5 раза быстрее, чем в 2014-м. ​Телеком-рынок, по сути, перешел в стадию стагнации: по итогам 2016-го следует ожидать сокращения на 0,3%, прогнозируют в «ВымпелКоме».

Сокращаются стоимость минуты разговора, мегабайта трафика (за десять лет — в 108 раз), SMS-сообщений, подчеркнул вице-президент по маркетингу МТС​ Василь​ Лацанич.

Связь перестает стоить денег — это очевидная тенденция, согласен заместитель гендиректора по коммерции МТТ Денис Широкий. К примеру, в Таджикистане 1 мегабит стоит $60, а в России — «практически ничего уже не стоит», говорит он. По его словам, скорее всего, в среднесрочной перспективе операторы перестанут брать плату за разговор, и МТТ поддерживает эту тенденцию; каждый оператор будет искать свою модель монетизации.

В 2015-м ускорилось проникновение ОТТ-сервисов (over the top — технология, позволяющая передавать контент поверх сетей провайдеров; к таким сервисам относятся, например, мессенджеры WhatsApp и Viber), а также « сопутствующая этому каннибализация голосовой выручки и выручки от SMS/MMS », говорится в исследовании « ВымпелКома». Массовое распространение подобных сервисов оказывает «все более и более значительный негативный эффект на традиционные доходы операторов», сказано в отчете. О ператоры связи сейчас смотрят на рынок OTT и дополнительных сервисов, поскольку видят, что у Uber, « Яндекса» и других похожих компаний получается делать высокомаржинальный бизнес, объясняет Романов.

Драйверами роста будет big data ( «большие данные», массив информации) об абоненте, считает Широкий. Если вы сейчас покупаете фильмы в Apple Store, то платите интернет-магазину деньги, а он в свою очередь ничего не платит оператору, но модель поменяется: оператор будет получать деньги с владельца контента, либо операторы будут входить в долю контент-провайдеров, уверен Широкий.

Операторы связи  начали активно запускать новые для них проекты — контентные, рекламные, финансовые. «МегаФон», к примеру, в конце мая 2016 года запустил собственное приложение для звонков и отправки сообщений через интернет eMotion. Сервис работает через Wi-Fi или мобильный интернет, позволяет звонить как другим пользователям eMotion, так и на любые телефонные номера: это главное отличие сервиса от существующих мессенджеров, которые позволяют разговаривать только со скачавшими приложение пользователями (например, WhatsApp и Facebook Messenger), объяснял директор по IP-сервисам компании «МегаЛабс» («дочка» «МегаФона», которая разрабатывала приложение) Вячеслав Исайкин. Звонки через eMotion платные: 0,8 руб. за минуту разговора с абонентом «МегаФона», 1,5 руб. — на остальные номера по всему миру. Если абонент пользуется пакетным тарифом, то за звонки взимается отдельная плата, кроме того, оператор берет деньги за трафик, если абонент использует мобильный интернет, а не Wi-Fi. Похожий сервис появился в декабре 2015-го и у МТС — МТС Connect. Звонки и сообщения в нем также платные — их стоимость соответствует тарифам абонентов, но интернет-трафик не тарифицируется. В запуск сервиса для общения МТС инвестировала более 100 млн руб. Кроме того, в начале 2016-го оператор совместно с интернет-компанией «Яндекс» запустил сервис «МТС Music», который позволяет слушать музыку в онлайн-режиме (более 20 млн композиций), скачивать треки на телефон. Само приложение бесплатно, за доступ к музыке приходится платить либо 150 руб. в месяц, либо 6 руб. в день со счета мобильного телефона (интернет-трафик при этом бесплатный). В феврале МТС запустил приложение «МТС.Книги»: месячная плата за пользование каталогом в 70 тыс. книг обходится пользователям в 190 руб., ежедневная — 7 руб. Сейчас книжным сервисом пользуются около 20 тыс. активных абонентов МТС (данные «ЛитРес», в партнерстве с которыми запущен сервис).

«ВымпелКом» в августе 2015-го года запустил, к примеру, новый платежный сервис «Билайн-перевод» (эквайринг осуществляет Альфа-банк). Он позволяет клиентам оператора осуществлять моментальные переводы — как с банковской карты, так и со счета мобильного телефона, отправлять деньги можно как на номера другого оператора связи, так и на карты. Минимальная сумма перевода — 10 руб., максимальная — 14,4 тыс. руб. Объем инвестиций в проект и ожидаемую доходность руководитель департамента по развитию финансовых продуктов «Билайна» Илларион Яловенко не раскрывал. При этом на презентации сервиса он говорил, что в компании рассчитывают на «миллиарды рублей» в виде переводов уже в первый год работы.

Кроме того, «ВымпелКом» стал первым из операторов, кто в октябре 2015 года ввел бесплатный безлимитный доступ к WhatsApp на своих самых популярных тарифных планах линейки «Все». Как объяснял тогда глава компании Михаил Слободин в своем Facebook, операторы «всегда смотрели на всякие там мессенджеры как на врагов, отъедающих у них значительную часть доходов», а «ВымпелКом» «решил посмотреть на это совсем по-другому». На всех смартфонах пользователей сейчас установлены приложения, и компании начинают понимать, что недостаточно иметь сайт, нужно быть на первом или на втором экране мобильного устройства — на третьем «уже не очень хорошо», считает директор по стратегическому планированию Tele2 Светлана Скворцова. Любая компания будет стараться сделать мобильное приложение: уведомления, которые приходят из приложения, раздражают пользователя меньше, чем SMS, считает она. С помощью приложения можно предлагать пользователю услуги в зависимости от его местоположения, отметила Скворцова. Этот тренд приведет к тому, что «все мы будем общаться со своими клиентами через экран», добавила она.​

Ближайшее будущее

Впрочем, собеседник РБК в международной аналитической компании уверен: российские операторы «еще не скоро смогут кардинально измениться» — для этого необходимо «преломить сознание».

За последние годы стоимость телекоммуникационных услуг значительно снизилась, а сами услуги стали такими же необходимыми, как, например, свет или газ, говорит представитель «МегаФона» Юлия Дорохина. Для экономии расходов абонента в компании предлагают пакетные тарифы, снижают цены на интернет-роуминг за границей. «Однако сделать услуги мобильной связи полностью бесплатными сейчас невозможно» , — уверена Дорохина. «МегаФон придерживается стратегии «эффективного роста» и видит основной потенциал развития бизнеса в мобильной передаче данных и ее монетизации за счет предоставления дополнительных или новых услуг для абонентов, рассказывает она.

Для «ВымпелКома» продукт ближайшего будущего — услуги корпоративным клиентам, завязанные на знаниях операторов об абонентах. «При успешном развитии часть базовых услуг может стать бесплатной», — обещает представитель оператора Анна Айбашева.

«Сделать услуги связи абсолютно бесплатными для пользователей даже в среднесрочной перспективе не представляется возможным», — считает представитель «Т2 РТК Холдинг» (бренд Tele2) Константин Прокшин. Tele2 продолжает инвестировать в сети: в 2015 году объем вложений в IT-инфраструктуру и технологическое развитие составил 39 млрд руб., что на 214% больше, чем годом ранее. «Мы видим большой потенциал для дальнейшего развития отрасли в создании взаимовыгодных партнерств с компаниями из других отраслей — банковской, транспортной, IT и других сфер», — сказал Прокшин.

Несмотря на то что доходы от передачи данных не будут расти, а от голоса будут падать, операторы все равно продолжат на них зарабатывать, добавил гендиректор «ТМТ Консалтинга» Константин Анкилов. Следующий виток роста бизнеса операторов возможен через пять лет, когда они будут развивать технологию 5G, отметил эксперт.

Гендиректор агентства TelecomDaily Денис Кусков предполагает, что бесплатно п редоставлять голосовые услуги абонентам операторы смогут  начиная примерно с 2020 года. Операторы в партнерстве с другими компаниями будут запускать дополнительные сервисы и зарабатывать на них, уверен Кусков: например, это будут более продвинутые сервисы геолокаций — доставка товаров и услуг, охранные или финансовые услуги.

«На чем зарабатывает Google, отдавая основную свою услугу бесплатно? На рекламе, на дополнительных сервисах. Это пример, но не модель. И такой пример нам очень интересен», — говорит Лацанич. На вопрос о том, можно ли ждать изменений до 2020 года, он ответил: «Очень хочется надеяться».

0

Рекомендуемые материалы

Ксения Шереметьева
Микроменеджмент не пройдет: как перестать быть «контрол-фриком» и получить удовольствие от работы

Борьба с микроменеджментом — «новый черный» в практиках управления: с этим явлением воюют и в глобальных корпорациях, и в крошечных стартапах. И не зря: навязчивое патерналистское управление и стремление к тотальному контролю всех процессов стали настоящим red flag для соискателей. Опрос, проведенный в прошлом году Monster.com — крупнейшей в мире платформой по поиску работы и персонала, показал глубину катастрофы: 73 % работников считают микроменеджмент самой большой проблемой на рабочем месте, еще 46 % называют его причиной, по которой они покинут компанию. А как в этой ситуации вести себя тем, кто связывает работника и работодателя, — HR-агентствам и есть ли универсальные ответы на этот вызов, расскажет Ксения Шереметьева, операционный директор ГК Selecty, специализирующийся на рекрутинге и аутсорсинге ИТ-персонала.