Силуанов: снижение поступления валюты в РФ в 2015 году составило 13% ВВП

МОСКВА, 26 мая. /ТАСС/. Снижение поступления валюты в страну в 2015 году составило 13% ВВП.

Такие данные привел министр финансов РФ Антон Силуанов на заседании правительства РФ.

"Прошлый год стал годом больших стрессов для российской экономики и бюджета, снижение поступления иностранной валюты в страну в 2015 году составило 13% ВВП, такого снижения страна не знала даже в 80-е годы (прошлого столетия)", - сказал Силуанов.

Он также отметил, что уровень дефицита бюджета-2015 в 2,4% ВВП способствовал снижению инфляции.

Смотрите также Путин: большинство экспертов сходятся во мнении о том, что экономика РФ стабилизировалась

"Удалось сдержать дефицит бюджета, за прошлый год дефицит бюджета составил 2,4% ВВП. Такой уровень дефицита способствовал стабилизации денежно-кредитной политики и снижению инфляции, поскольку основным источником денежного предложения в прошлом году и в текущем году является бюджет, дефицит бюджета", - сказал Силуанов.

Ограничение дисбаланса бюджета является одной из важнейших макроэкономических задач, подчеркнул министр. Основным источником покрытия бюджета-2015 стали средства Резервного фонда. "Они позволили избежать чрезмерного сокращения расходов и обеспечить реализацию первоочередных антикризисных мероприятий", - сказал он. В 2015 году из Резервного фонда было истрачено 2,6 трлн рублей.

Доходы бюджета в 2015 году исполнены в объеме 13,6 трлн рублей, расходы - 15,6 трлн рублей.

По словам министра, доля нефтегазовых доходов бюджета в 2015 году составила 43%, в I квартале 2016 года - 34%. "Доля нефтегазовых доходов бюджета-2015 впервые уменьшилась до уровня ниже 50% и составила 43% от всех доходов бюджетов, в первом квартале снижение продолжилось", - сказал он.

Смотрите также Белоусов: экономика РФ может достичь устойчивого роста в 4% через 2-3 года

Просроченная  дебиторская задолженность в РФ составила 429 млрд рублей на начало 2016 года, указал также Силуанов. "Особенностью 2015 года было то, что продолжался значительный рост дебиторской задолженности. Общая дебиторская задолженность увеличилась на 700 млрд рублей и составила 3,3 трлн рублей и продолжила расти в этом году. Был отмечен и рост просроченной дебиторской задолженности", - отметил он.

Дебиторская задолженность, как общая, так и просроченная, в бюджете-2015 была образована за счет авансирования в первую очередь силовых ведомств, которые могут авансировать до 100% бюджетных ассигнований, сказал Силуанов. "Обращаюсь к нашим коллегам из министерств и ведомств, чтобы авансы, если и выдаются, были под контролем, надо требовать исполнение по этим авансам предоставления работ и услуг", - сказал он.

Антон Силуанов, министр финансов, о дефиците бюджета {{secondsToDateTime(data.visiblePosition) | date: 'HH:mm:ss'}} / {{(audioDuration | date: 'HH:mm:ss') || '00:00:35'}} {{secondsToDateTime(data.visiblePosition) | date: 'mm:ss'}} / {{(audioDuration | date: 'mm:ss') || '00:00:35'}}

По словам Силуанова, правительство рассматривает предложения по привлечению дополнительных ресурсов в бюджет в рамках дивидендной политики. "Что касается вопросов пересмотра по отдельным компаниям привлечения дивидендов, то правительство наряду с такими решениями рассматривает предложение и по дополнительным ресурсам, которые могут быть привлечены в текущем году", - сказал Силуанов.

При этом он отметил, что пока не может дать более конкретную информацию по этому вопросу. "Тем не менее мы ищем дополнительные средства в области мобилизации доходов  за счет увеличения администрирования, собираемости", - отметил он.

Силуанов, кроме того, указал, что бюджетная комиссия рассмотрит первые предложения по бюджету 2017 года 27 июня. "Мы уже приступили к подготовке бюджета на 2017 год. Срок первого заседания бюджетной комиссии, на котором будут рассмотрены предельные объемы бюджетных ассигнований, - 27 июня", - сказал он. Министр добавил, что год будет непростым, и Минфин ставит задачу сокращать дефицит бюджета, поскольку рост показателя выше 3% вызывает беспокойство у инвесторов. Будет сложно увеличивать расходы бюджета-2017 в номинальном выражении, указал Силуанов.

"Наличие высоких дефицитов бюджета - я считаю, что высокие дефициты бюджета, выше 3%, - конечно, вызывает у инвесторов много вопросов, как дальше будут работать правительство, денежные власти в части источников финансирования сбалансированности", - сказал министр. Он отметил, что в связи с этим вопросы устойчивости и сбалансированности бюджета будут одними из ключевых при формировании бюджетной и денежно-кредитной политики на ближайшую перспективу. "Сам по себе дефицит бюджета в нынешних условиях - такой элемент, который влияет, безусловно, на денежное предложение", - добавил Силуанов.

Смотрите также Силуанов: дефицит бюджета в 2017 году будет ниже, чем запланирован на текущий год

Минфин не отказывается от задачи сокращения дефицита бюджета на 1 процентный пункт ежегодно, указал он.  "Мы ставим задачу ежегодного сокращения (дефицита бюджета) порядка 1 процента ВВП в год", - заявил он. Выполнение всех предусмотренных мер правительства позволит удержать дефицит бюджета-2016 около 3% ВВП, подчеркнул глава ведомства, отметив, что средства Резервного фонда могут быть задействованы в этом году на сумму выше запланированных 2,1 трлн рублей.

"Действительно, у нас в бюджете заложены траты Резервного фонда в 2,1 трлн рублей. Напомню, мы формировали бюджет из цены на нефть $50 за баррель. Сейчас цена (среднегодовая) с начала года меньше $40. При цене $40 за баррель мы оцениваем дефицит порядка 3,3% ВВП. Соответственно, при реализации всех мер, предусмотренных правительством, он составит около 3% ВВП. Соответственно, будут задействованы средства Резервного фонда около 2,1 трлн рублей. Возможно, это будет несколько больше", - сказал он.

Силуанов добавил, что правительство будет всячески минимизировать траты из резервов, понимая, что России необходима "подушка безопасности".

Ранее Силуанов не исключал, что дефицит бюджета в 2016 году может увеличиться до 3,3% с утвержденного уровня в 3%. Тактические меры по мобилизации доходов бюджета на текущий год, которые предлагает Минфин, оцениваются в сумму порядка 200 млрд рублей. "Около 200 млрд рублей должны приносить тактические меры - по авансированию, по госзаказу, переводу на казначейское исполнение, ну и целый ряд других мер", - сказал он.

По словам Силуанова, рост госдолга регионов в 2015 году замедлился и составил 11%, однако 14 регионов находятся в зоне риска по соотношению долга к доходам.

"Снизился дефицит у регионов в 2,6 раза - до 171 млрд рублей, рост государственного долга замедлился впервые с 2012 года. Государственный долг составил 2,3 трлн рублей или 36,5% к налоговым и неналоговым доходам", - сказал он.

Министр отметил умеренный рост доходов регионов в 2015 году - примерно на 4,5%, в том числе налоговые и неналоговые доходы увеличились на 6,2% при росте расходов на 1,4%.

Размер индексации зарплат и пенсий в 2017 году будет определяться с учетом финансовых возможностей бюджета и выполнения ключевых обязательств, отметил Силуанов. По его словам, дефицит бюджета-2016 выйдет за прогнозные рамки в случае доиндексации пенсий.

Смотрите также Минфин: государство может обеспечить пенсии в размере 40% от зарплат ниже 40-50 тыс. руб.

"Индексация заработной платы, социальных выплат - это существенная статья бюджетных расходов, поскольку на это идут существенные траты из федерального бюджета. Вопрос индексации, финансирования тех или иных программ будет определяться с учетом финансовых возможностей бюджета и с учетом выполнения ключевых социальных обязательств государства", - сказал он.

"Безусловно, эта тема (доиндексация пенсий) будет выходить за рамки того прогнозного дефицита, который мы называли. Как мы и договаривались, это решение будет рассматриваться по итогам исполнения бюджета за первое полугодие. Посмотрим, как будут формироваться доходы, какие возможности у бюджета будут в текущем году. Вернемся к этому вопросу по итогам полугодия", - отметил министр.

По его словам, Минфин уже готовит предложения, правительство на этот счет пока не определилось и решения по объемам индексации должны быть приняты в ближайшие месяцы.

Для поддержки Внешэкономбанка в 2017 году потребуется столько же, сколько и в текущем - 150 млрд руб., отметил Силуанов. "Потребуется столько же, сколько и в этом году, 150 млрд рублей", - сказал он.

Как сообщалось ранее, госкорпорация на фоне значительных финансовых проблем с начала 2016 года проходит через серьезные изменения. В конце февраля ее возглавил бывший топ-менеджер Сбербанка Сергей Горьков, который к лету должен представить обновленную стратегию ВЭБа. Государство планирует потратить на поддержку Внешэкономбанка в 2016 году 150 млрд рублей, 76 млрд из которых ВЭБ уже получил.

0

Рекомендуемые материалы

Микроменеджмент не пройдет: как перестать быть «контрол-фриком»  и получить удовольствие от работы
Ксения Шереметьева
Микроменеджмент не пройдет: как перестать быть «контрол-фриком» и получить удовольствие от работы

Борьба с микроменеджментом — «новый черный» в практиках управления: с этим явлением воюют и в глобальных корпорациях, и в крошечных стартапах. И не зря: навязчивое патерналистское управление и стремление к тотальному контролю всех процессов стали настоящим red flag для соискателей. Опрос, проведенный в прошлом году Monster.com — крупнейшей в мире платформой по поиску работы и персонала, показал глубину катастрофы: 73 % работников считают микроменеджмент самой большой проблемой на рабочем месте, еще 46 % называют его причиной, по которой они покинут компанию. А как в этой ситуации вести себя тем, кто связывает работника и работодателя, — HR-агентствам и есть ли универсальные ответы на этот вызов, расскажет Ксения Шереметьева, операционный директор ГК Selecty, специализирующийся на рекрутинге и аутсорсинге ИТ-персонала.

Владимир Шипков
Топ-менеджеры в эпоху цифровых технологий

Переход с пара на электричество в мировой промышленной индустрии занял почти полвека — с 80-х годов XIX века по 30-е годы XX столетия. Сейчас все преимущества электроэнергии очевидны и неоспоримы, но в то время большинство владельцев мануфактур и фабрик сознательно или неосознанно сопротивлялись неизбежному прогрессу: и в силу инертности сознания, и из-за отсутствия гибкости и коммерческого чутья. И только те, кто первыми оценил перспективы инновации и оперативно внедрил новшество на своих производствах, получили колоссальное конкурентное преимущества.

В контексте цифровизации бизнеса имеет место похожая ситуация. В этой статье бизнес-эксперт в сфере медицины Владимир Шипков рассмотрит роль топ-менеджмента в цифровой трансформации предприятия и проанализирует влияние digital-технологий на коммерческую деятельность компаний.