Россияне стали чаще покупать смартфоны и планшеты в кредит

В январе—апреле 2016 года доля смартфонов, планшетов, фотоаппаратов и ноутбуков, которые покупали в кредит клиенты ретейлера «Связной», выросла на 25% по отношению к аналогичному периоду 2015 года, сообщила РБК представитель компании Мария Заикина. Теперь в кредит продается от 10 до 25% устройств в зависимости от типа продукции, хотя еще год назад доля составляла 9–18%, уточнила она. Опрошенные РБК представители розничных сетей и банков подтвердили тенденцию.

В «Евросети» доля проданных в кредит товаров выросла на 22% за год, рассказала РБК директор управления финансовых сервисов компании Елена Родионова. Клиенты розницы «ВымпелКома» (бренд «Билайн») приобрели на заемные средства на 21% больше устройств, чем годом ранее, у «Эльдорадо» этот показатель вырос сразу на 60% за аналогичный период, сообщили представители компаний. У «МегаФона» доля гаджетов с рассрочкой в продажах за январь—апрель 2016 года достигла 21%, хотя в среднем за 2015 год была вдвое меньше. У сети «Билайн» в кредит покупают 23% товаров, в «М.Видео» — 14%, уточнили представители компаний.

Чаще всего в кредит в «Связном» приобретают смартфоны — около 25% устройств продается с привлечением займов, рассказала Заикина. Ретейлер также продает в кредит 10–16% ноутбуков (в зависимости от цены устройства) и 11% планшетов. В «Евросети» доля проданных в кредит смартфонов тоже выросла сильнее всего — на 23%, говорит Родионова. ​​У «М.Видео» число «кредитных» смартфонов выросло за год вдвое, количество продаваемых планшетов и ноутбуков за займы — на 25 и 17% соответственно, рассказала представитель компании Юлия Зотова.

Заметили рост спроса на покупку техники на заемные средства и в финансовых организациях. Число кредитов на покупку бытовой электроники в банке «Хоум Кредит» (партнер «Связного», «Евросети», «М.Видео» и др.) вырос в 1,8 раза в январе—апреле 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015-го, рассказала РБК представитель компании Ирэн Шкаровская. В ОТП Банке продажи в кредит цифровых гаджетов в первом квартале выросли год к году более чем в два раза, сообщила представитель компании.

«Рост доли кредитных покупок напрямую вызван сокращением реальных доходов населения», — говорит Заикина из «Связного». С этим согласна Родионова из «Евросети»: «Цены на большинство продуктов возросли, в то время как зарплаты у большей части населения остались на докризисном уровне». Среди других факторов, сказавшихся на увеличении «кредитных покупок», повышение цен на товары, волатильность курса рубля и последующий рост инфляционных ожиданий, перечисляет Шкаровская из « Хоум Кредита».

Увеличение доли продаж в кредит с волатильностью курсов валют связывает и представитель «ВымпелКома» (бренд «Билайн»). При резких скачках курсов валют наблюдаются и разовые всплески спроса на кредитование, подтверждает Заикина: так, например, было в конце января, когда доллар пробил отметку в 80 руб. и люди стали покупать больше флагманских устройств. Представитель ОТП Банка считает, что рост числа покупок на заемные средства связан со стабилизацией ситуации на рынке в целом, поэтому клиенты стали покупать в кредит не только товары первой необходимости, но и, например, новые модели мобильных телефонов.

Кроме того, сами ретейлеры стали активнее стимулировать спрос — устраивать больше акций и предлагать рассрочку, в результате чего многие потребители, ранее покупавшие гаджеты за наличные, начали брать их в рассрочку или в кредит, добавляет Шкаровская. По словам Заикиной , первый всплеск выдачи кредитов на устройства компания наблюдала в январе и он действительно был вызван «искусственным» фактором — активным продвижением программ рассрочки в рознице. Но в последующие три месяца доля кредитных покупок относительно аналогичных периодов прошлого года продолжила расти . По мнению Заикиной, это свидетельствует о том, что в 2016 году кредиты стали ключевым драйвером рынка персональной электроники.

Дополнительным стимулом стало снижение стоимости кредитов. «В январе и феврале прошлого года не было кредитов без переплаты», — говорит представитель «Эльдорадо» Юлия Завьялова. В начале 2015 года наблюдался спад на рынке POS-кредитования (выдача займов на покупку определенных товаров) из-за повышения ключевой ставки ЦБ, согласна Зотова из «М.Видео». Сейчас кредиты стали доступнее, чем год назад, подтверждает Заикина. Наиболее востребованный срок кредитования для гаджетов — 9–10 месяцев, уточняет она.

Ставки по кредитам, которые ретейлеры предлагают клиентам на покупку устройств, исчисляются десятками процентов, следует из информации на их сайтах. Например, у «Связного» самая низкая ставка по кредиту — 21,14% годовых, его дает «Хоум Кредит» на десять месяцев. Максимальная ставка среди кредитов ретейлера — 60% от Тинькофф Банка на 3–36 месяцев. В «М.Видео» схожие расценки: минимальная ставка — 31,7%, максимальная — 54%.​ По данным ЦБ России, средняя ставка по кредитам физлицам на срок до года по 30 крупнейшим банкам в феврале составила 23,8%.

0

Рекомендуемые материалы

Владимир Шипков
Топ-менеджеры в эпоху цифровых технологий

Переход с пара на электричество в мировой промышленной индустрии занял почти полвека — с 80-х годов XIX века по 30-е годы XX столетия. Сейчас все преимущества электроэнергии очевидны и неоспоримы, но в то время большинство владельцев мануфактур и фабрик сознательно или неосознанно сопротивлялись неизбежному прогрессу: и в силу инертности сознания, и из-за отсутствия гибкости и коммерческого чутья. И только те, кто первыми оценил перспективы инновации и оперативно внедрил новшество на своих производствах, получили колоссальное конкурентное преимущества.

В контексте цифровизации бизнеса имеет место похожая ситуация. В этой статье бизнес-эксперт в сфере медицины Владимир Шипков рассмотрит роль топ-менеджмента в цифровой трансформации предприятия и проанализирует влияние digital-технологий на коммерческую деятельность компаний.

Азгануш Мисакян
Как геймификация в обучении IT помогает взрастить талантливых специалистов

Спрос на специалистов в сфере IT продолжает расти, но кадровый голод мешает бизнесу закрыть эту потребность. Ежегодно нужны тысячи новых профессионалов - разработчиков, аналитиков данных, специалистов по кибербезопасности и пр. При этом проблема во многом обусловлена не отсутствием специалистов, а их недостаточным уровнем подготовки к реальным вызовам индустрии. В результате после окончания онлайн-курсов начинающие программисты получают отказы на собеседованиях, компании остаются без сотрудников, а IT школы вынуждены пересматривать свой подход к обучению.

Что сейчас происходит на отечественном рынке IT и как с помощью геймификации подготовить кадры, способные действительно решать задачи бизнеса - рассказала CEO школы программирования YCLA Coding Азгануш Мисакян.