Под Калининградом построят первый в России завод по производству виски

Калининградский виски

​О планах по строительству завода, где будет производиться солодовый дистиллят, служащий основой для виски, в четверг, 21 апреля, заявил гендиректор калининградского «Альянса-1892» Игорь Кудрявцев на заседании инвестиционного совета в правительстве Калининградской области. По его словам, строительство займет около двух лет, инвестиции в проект составят €13 млн. «Альянс-1892» — крупнейший российский производитель коньяка (бренды «Старый Кенигсберг», «Трофейный»). Связаться с Кудрявцевым в четверг вечером РБК не удалось.

«Проект предлагает продукт отечественного производства, который будет сравним по всем параметрам с самыми лучшими мировыми образцами, — приводит слова Кудрявцева на заседании инвестиционного совета портал «Калининград.ru». — Этот проект обеспечивает очень мощный экспортный потенциал, создавая альтернативные предприятия в рамках политики импортозамещения. Он может покрыть до 35% потребности РФ в виски. Проект будет работать на отечественном сырье, и он по определению становится очень конкурентоспособным».

Гендиректор «Альянса-1892» выразил мнение, что калининградский виски будет востребован не только в России, но и в Индии, Китае, африканских и латиноамериканских странах. Кудрявцев попросил власти области помочь с выделением под проект земельного участка. Губернатор Николай Цуканов поручил региональному Министерству экономики оказать компании «полное содействие».

Плановая мощность нового предприятия — 5 млн л в год. Сейчас крупнейшие игроки на рынке виски в России — транснациональные алкогольные компании. Первое место занимает Diageo (Johnnie Walker, White Horse) с объемом поставок 10,5 млн л в Россию в 2015 году, второе — Bacardi (William Lawson`s, Dewar`s) — 6,1 млн л, третье — Pernod Ricard (Jameson, Chivas Regal) — 5 млн л. Таким образом, если «Альянс-1892» сможет запустить свою дистиллерию на полную мощность, то составит конкуренцию мировым гигантам. Однако в продаже калининградский виски появится не раньше 2021 года — по ГОСТу зерновой дистиллят необходимо выдерживать в дубовых бочках не менее трех лет.

По мнению директора отраслевого агентства ЦИФРРА Вадима Дробиза, опыт в производстве коньяка и развитая система дистрибуции могут помочь «Альянсу-1892» добиться успеха в новом проекте. «Делать качественный виски не так сложно — по большому счету это выдержанный в бочке самогон, — рассуждает эксперт. — Для компании, имеющей большой опыт и компетенцию в производстве коньяка — тоже продукта дистилляции — это не составит сложности».

Почему виски не было

Производить виски в России стало возможным лишь в прошлом году. С 1 июля 2015 года в России вступил в силу ГОСТ 55799-2013 «Дистиллят зерновой. Технические условия», легализующий производство любых дистиллированных напитков из зерна. До сих пор в России существовали лишь ГОСТы на производство дистиллятов из винограда — коньяков и бренди. Государственных стандартов на производство зерновых дистиллятов не существовало.

Единственный прецедент, когда компания смогла вывести на рынок зерновой дистиллят, произведенный в России, — это виски «Прасковейское». Его с 2008 года выпускает одноименное предприятие в Ставропольском крае, специализирующееся на производстве коньяка. «Прасковейское» сумело зарегистрировать собственные технические условия (ТУ) на виски до создания Росалкогольрегулирования (РАР), когда порядок согласования техусловий на новые напитки был проще.

В «Прасковейском» инвестиции в запуск виски в 2008 году оценивали в 10 млн руб. Выводя продукт на рынок, компания сравнивала свой напиток с ирландским виски Jameson (принадлежит Pernod Ricard) и заявляла, что планирует постепенно выйти на выпуск 1 млн л виски в год. Хотя новый продукт был дешевле большинства импортных аналогов, выполнить этот план не удалось. Как рассказал РБК главный экономист предприятия Сергей Авакуменко, сейчас годовые продажи виски не превышают 200 тыс. л, а выручка — около 20 млн руб.

После легализации зерновых дистиллятов о своих планах производства виски в России заявили несколько крупных компаний. В июне 2015 года крупный дистрибьютор ВЕДК рассказал о планах по запуску виски под зонтичным брендом Stoli (название образовано от водочной марки Stolichnaya). Сырье для виски Stoli планировалось закупать в России — у того же Прасковейского завода, рассказывал «Коммерсанту» тогдашний бренд-директор ВЕДК Станислав Кауфман. А розлив предполагалось организовать на заводе «Кристалл» в Подмосковье. Розничная цена за Stoli должна была составить 600–650 руб. за 0,75 л, рассказывал Кауфман. Сейчас компания ВЕДК находится в стадии ликвидации, однако сотрудничающий теперь с «Кристаллом» Кауфман говорит, что планы относительно Stoli остаются в силе.

В марте этого года один из крупнейших производителей водки в России компания «Синергия» заявила о подписании контракта с Bacardi, по которому начнет бутилировать в России недорогой виски William Lawson`s — самый продаваемый шотландский виски на российском рынке. В рамках контракта за полтора года «Синергия» должна произвести 10 млн л виски для международного партнера.

Как упал рынок виски

Рынок виски в России рос вплоть до 2012 года, являясь одной из наиболее динамично прибавляющих категорий среди алкогольных напитков. В 2012–2014 годах произошла стагнация — объемы импорта колебались на уровне 40–42 млн л в год, однако в кризисном 2015 году произошло прогнозируемое падение подорожавшего из-за девальвации рубля импортного алкоголя. По данным ФТС, импорт виски в прошлом году упал на 22,3%, до 33,59 млн л.

0

Рекомендуемые материалы