Право на победу. Почему спортивный арбитраж вернул медали российским спортсменам

1 февраля Международный спортивный арбитраж (CAS) — высшая судебная инстанция мирового спорта — удовлетворил апелляции 28 российских спортсменов, которых МОК из-за допинговых обвинений лишил результатов Сочи-2014 и пожизненно дисквалифицировал. В списке восстановленных в правах — призеры сочинских Игр лыжники Александр Легков, Александр Бессмертных, Никита Крюков, скелетонисты Александ Третьяков, Елена Никитина, саночники Альберт Демченко и Татьяна Иванова, конькобежка Ольга Фаткулина и другие спортсмены.

С возвращением медалей Россия вернула себе первое место командного зачета домашней Олимпиады. Правда, с более скромным результатом — 11 золотых вместо 13. Две победы бобслейных экипажей Александра Зубкова (в двойках и четверках) остались аннулированными — решения МОК по Зубкову и еще 10 российским атлетам арбитраж оставил в силе, однако отредактировал меру наказания, заменив пожизненную олимпийскую дисквалификацию на недопуск к Пхенчхану-2018. Дела биатлонисток — Ольги Зайцевой, Яны Романовой и Ольги Вилухиной — арбитраж рассмотрит после Олимпиады-2018, так как спортсменки завершили карьеру.

Читайте также
Слабое звено. Почему Министерство спорта нужно срочно ликвидировать

Что значит решение CAS?

Вернувшие себе медали призеры Сочи-2014 вчера целый день раздавали счастливые комментарии. Александр Легков расплакался по телефону в прямом эфире «Матч ТВ»: «Это как второй день рождения». Никита Крюков радовался, что «восстановил свое честное имя». Вот только это не совсем так. CAS еще не опубликовал мотивировочную часть своего решения, но в официальном релизе коротко сформулировал объяснения: «собранных доказательств достаточно »  и «собранных доказательств не достаточно », чтобы признать конкретных спортсменов нарушившими антидопинговые правила.

Ни о каком оправдании речи нет. «Решение суда не означает, что эти 28 спортсменов ни в чем не виноваты. Но в их случае из-за недостатка доказательств апелляции были удовлетворены, санкции будут аннулированы, а индивидуальные результаты, показанные в Сочи-2014, восстановлены», — прокомментировал итоги слушаний генсек CAS Мэтью Риб.

Доказательств изначально было не слишком много – по сути все строилось на показаниях бывшего руководителя московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова и его переписке с коллегами. Дальнейшие расследования ВАДА и МОК расширили список улик (царапины на крышках, аномальное количество соли в пробах и т.д.), однако большинство их них были косвенными. В итоге комплекс этих доказательств МОК и ВАДА посчитали достаточным для санкций (тем более в антидопинговом законодательстве действует принцип «презумпции виновности», а не наоборот), но для CAS, который рассматривал каждое дело в отдельности и не задавался вопросами о существовании государственной системы, в 28 случаях из 39 этого оказалось мало. А раз нельзя доказать вину, то нельзя и наказывать.

Читайте также
Белый флаг: почему сборная России не поедет на Олимпиаду?

Поедут ли восстановленные в правах спортсмены на Олимпиаду в Пхенчхан?

Маловероятно. Во-первых , наложив санкции на Олимпийский комитет России, МОК поставил себя в положение хозяина большой вечеринки, который имеет право приглашать или не приглашать российских спортсменов на Игры без объяснения причин. Тем более решение арбитража МОК не понравилось и, возможно, он оспорит его в Федеральном суде Швейцарии. Во-вторых , некоторые спортсмены были дисквалифицированы не только МОК, но и федерациями, а значит не выступали на соревнованиях и не выполнили нормативы.

В-третьих , срок подачи заявок давно прошел, а положенные россиянам квоты распределены между представителями других сборных. И, наконец, не все атлеты из списка экс-дисквалифицированных горят желанием ехать в Пхенчхан. Например, лыжник Никита Крюков заявил, что «выступать под нейтральным флагом не готов».

Для медальных перспектив OAR (под такой аббревиатурой — Олимпийские атлеты из России — будут выступать российские спортсмены) особенно важны скелетонисты Александр Третьяков и Елена Никитина, а также саночница Татьяна Иванова. Они показывали достойные результаты в этом сезоне и рвутся в бой. ОКР уже обратился в МОК с просьбой предоставить приглашения спортсменам, с которых CAS снял дисквалификацию, но ответа пока не получил.

Пригласит ли теперь МОК на Олимпиаду Шипулина, Ана и остальных?

По сути ситуация не изменилась — пока деятельность ОКР приостановлена, МОК имеет право приглашать или не приглашать россиян. С другой стороны, решение CAS заставляет общественность усомниться в выводах прежних расследовательских комиссий.

Читайте также
Строго по списку: почему Антон Шипулин и Виктор Ан могут не поехать на Олимпиаду

«Спортивный арбитраж разобрал дело суперпрофессионально и показал, что решения МОК имели политический окрас», — заявил в интервью «Спорт-Экспрессу» спортивный юрист Михаил Прокопец. Он рекомендует всем не получившим приглашение от МОК атлетам (даже тем, кто не допущен из-за допинг-историй в прошлом, а это, например, лидеры конькобежного спорта — Павел Кулижников и Денис Юсков) обращаться в офисы CAS в Корее, которые арбитраж открывает на время Олимпиады для оперативного рассмотрения спорных случаев.

0

Рекомендуемые материалы

Илья Соколов
Как повернуть «утечку мозгов» вспять: удержать профи в регионах

Согласно данным hh.ru, уровень конкуренции за рабочие места в IT-сфере в регионах, включая Нижегородскую область, стабилен и сопоставим с показателями Москвы, составляя около 6 человек на вакансию. Кроме того, на рынке труда ощущается нехватка молодых специалистов в науке и образовании. Средний возраст профессорско-преподавательского состава российских вузов остается высоким, что подчеркивает необходимость привлечения новой волны талантов. Молодые люди всё чаще начинают миграцию уже с университетской, а подчас и со школьной скамьи, стремясь к карьерным и образовательным перспективам.

В условиях усиливающейся «утечки мозгов» многие регионы стремятся сохранить и развить свои интеллектуальные ресурсы. Илья Соколов, директор по развитию ИТ-кампуса «Неймарк» в Нижнем Новгороде, делится опытом создания образовательного проекта, направленного на привлечение и удержание талантливой молодежи в регионе.