Замедленная бомба. Санкции могут помешать банкам кредитовать экономику

В обозримой перспективе ведущим банкам станет трудно кредитовать крупные компании, поскольку лимиты на таких заемщиков практически выбраны, предупредила в обзоре «Санкции приводят к повышению рисков концентрации для российских компаний и банков» команда аналитиков рейтингового агенства Standard & Poor's (S&P).

Из-за того, что многие российские корпорации не могут в силу западных санкций привлекать финансирование из-за рубежа, они все сильнее зависят от крупных банков, пишут авторы обзора. Так, если в 2013 году более 75% долга компании «Роснефть» было привлечено из-за рубежа через облигации или синдицированные кредиты, то сейчас корпорация в основном кредитуется в российских банках, либо привлекает финансирование через авансовые платежи и операции РЕПО, приводит пример S&P.

В 2015 году задолженность банка «ФК Открытие» перед ЦБ выросла за год почти в два раза — до 1,265 трлн рублей. Из них около 1 трлн рублей пришлось на валютное РЕПО. Банк активно привлекал валюту у регулятора, чтобы в том числе профинансировать «Роснефть», писала газета «Коммерсантъ» со ссылкой на участников рынка. В 2016 году банк начал сокращать  объем этих сделок. В июле «Роснефть»  перевела с баланса «ФК Открытие» на баланс МКБ около 200 млрд рублей, писало агентство Bloomberg со ссылкой на свой источник.

Аналогичная тенденция наблюдается в депозитах и денежных средствах. Так, в первом полугодии 2017 года 64%  денежных средств и депозитов «Транснефти» приходилось на государственные банки, а у «Газпрома» 60% средств и депозитов хранились в Газпромбанке, сообщает рейтинговое агентство.

Риски для банков и компаний

В России среднее отношение кредитной нагрузки 20 крупнейших заемщиков к собственному капиталу банков, выдавших заем, является самым высоким в мире — 226%, пишут аналитики S&P. В Ирландии этот показатель составляет 152%,  в Азербайджане — 135%.

За последние два года концентрация заемщиков в банках усилилась еще и потому, что собственный капитал банков активно не пополнялся из-за формирования резервов и невысокой прибыли. «Все это обусловливает очень высокую чувствительность банков к кредитоспособности их крупнейших заемщиков», — поясняется в обзоре S&P.

«Риск такой концентрации заключается в том, что дефолт одного заемщика может иметь существенные последствия для всей системы», — пишут аналитики S&P. Аналитики вспоминают реструктуризацию долгов «Мечела», которая оказала негативное влияние на крупные российские банки.

В пассивах же возникает риск оттока средств крупных заемщиков, говорит директор группы «Рейтинги финансовых институтов» S&P Сергей Вороненко. «Например, если компании будет необходимо расплатиться по долгам или изъять финасирование для каких-то проектов, то для банка с высокой концентрацией пассивов это может оказаться ощутимым», — полагает эксперт.

Для компаний концентрация плоха тем, что у многих крупных банков уже выбраны лимиты на кредитование, поэтому им приходится искать альтернативные источники финансирования, отмечает аналитик по корпоративным рейтингам S&P Александр Грязнов.

«Меняется и структура долга крупных компаний — если раньше это были преимущественно длинные кредиты, то сейчас они становятся короче, как, например, у «Роснефти». Если у компаний будет заметный недостаток финансирования, то эти факторы в свою очередь могут оказать влияние на рейтинг таких компаний в негативную сторону», — предупреждает аналитик.

Сергей Вороненко обращает внимание на то, что у многих банков норматив максимального размера крупных кредитных рисков имеет значительный запас, что не совсем отражает сложившуюся концентрацию. Это может быть следствием того, что крупные компании получают финансирование у банков через формально несвязанные комапании (но по факту аффилированные), в том числе посредством операций РЕПО с корпоративными ценными бумагам, полагает Вороненко. «По нашему мнению, это позволяет крупным банкам увеличивать кредиты крупным заемщикам, не нарушая регулятивные лимиты», — говорит аналитик.

Мнение рынка

Опрошенные Forbes эксперты сходятся во мнении, что потенциальные риски от концентрации заемщиков невысоки. «Действительно, риски концентрации в банковском секторе существуют, однако в случае с крупнейшими российскими корпорациями они зачастую смягчаются достаточно хорошим кредитным качеством с низким риском дефолта», — отмечает директор группы банковских рейтингов АКРА Александр Проклов.

С ним соглашается аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. По его словам, у крупных госкомпаний кредитный риск сейчас находится на уровне суверенного.

0

Рекомендуемые материалы

Редакция
Топ-5 ошибок в договоре ГПХ с самозанятым

В условиях растущей популярности самозанятости и перехода многих специалистов на упрощенные налоговые режимы, правильное оформление договоров становится особенно важным. Неправильные формулировки, отсутствие необходимых условий или нечеткие обязательства могут привести не только к юридическим спорам, но и к финансовым потерям для заказчиков. Эксперты платформы для работы с самозанятыми Qugo провели глубокий анализ договоров для сотрудничества с самозанятыми, и выявили ряд распространенных ошибок, способных существенно увеличить риски таких партнерств. В этой статье они расскажут, в каких моментах чаще всего ошибаются компании при составлении договоров гражданско-правового характера (ГПХ) с плательщиками налога на профессиональный доход (НПД) и предложат рекомендации по устранению этих ошибок.

Анна Соломахина
Держим руку на пульсе: как вычислить индекс лояльности сотрудников

Любому руководителю очевидно: чтобы клиенты возвращались и были довольны качеством услуг, им нужно уделять внимание. К сожалению, такое же внимание по отношению к сотрудникам часто упускается из виду. Между тем, база удачного менеджмента заключается в том, что клиент никогда не будет удовлетворен больше, чем специалист компании. Особенно это ощущается в медицине. Отсутствие контроля за нагрузкой и различными проблемами каждого члена коллектива чревато сбоем физического и психологического здоровья, а значит, общей атмосферой «в доме». Чтобы не допустить профессионального выгорания, нужно следить за уровнем удовлетворенности. Что это такое и как это правильно делать, рассказывает основатель Школы Медицинского Бизнеса Анна Соломахина.