Брать или не брать: о чем стоит подумать, прежде чем нанять экспата

Найм иностранцев — особенно впервые — часто оборачивается чередой трудностей и проблем. Чтобы не было мучительно больно, все основные моменты при создании мультинациональной команды стоит продумать «на берегу».

Не ждите повторения старых заслуг

Большинство сложностей начинается с поиска так называемой «серебряной пули». Кажется, что иностранец с опытом в Европе (США, Китае) сразу же начнет внедрять свой лучший опыт, избежит прошлых ошибок и сделает «красиво», как это было в его предыдущей иностранной компании. Это самая распространенная ошибка при найме иностранных экспертов — завышенные ожидания вполне могут не оправдаться. Не стоит рассчитывать на копирование чужого опыта, полученного в других условиях. По результатам работы с целой командой израильских сейлзов, могу подтвердить, что даже на том же самом рынке повторить успех крайне сложно.

Например, моя Тель-Авивская команда достаточно быстро наладила работу по своему профилю, но в процессе мы натолкнулись на ряд принципиальных несовпадений реальности и ожиданий. Техническое обеспечение компании не позволяло запустить цепочки продаж, к которым привыкли наши иностранные коллеги. Материалы для передачи партнерам требовали адаптации и перевода. Надо отдать должное израильтянам с их энтузиазмом, немало подпитанным привязкой бонусов к результатам, — они мобилизовались и приняли активное участие в поисках решений. Но далеко не все зарубежные специалисты готовы так настойчиво и терпеливо менять вашу компанию изнутри, многие просто уйдут разочарованные через пару месяцев.

Определите четкий функционал и трезво оцените — где и как международный опыт кандидата вам поможет. Если ответ неочевиден, смело откладывайте решение до тех пор, пока понимание по вопросу не прояснится. Беспроигрышный вариант — работа с поставщиками и партнерами на самом рынке, когда ваш коллега остается иностранным в буквальном смысле, работая в своей среде за рубежом. Но и тут лучше поразмыслить над необходимыми ресурсами заранее.

Подготовьте команду

Пожалуй, самый сложный вопрос. И дело даже не во взаимопонимании на уровне языка. Уже упомянутые завышенные ожидания со стопроцентной вероятностью будут восприняты вашими русскими коллегами скептично. Большая ошибка представлять иностранца как человека способного решить проблемы, неподвластные текущей команде. Даже если это так и есть.

Не стоит слишком широко и размыто декларировать предыдущие заслуги новичка. Подобная «реклама» лишь вызовет противодействие по форме «докажи, насколько ты крут». Команда должна быть готова к переменам в составе, иначе шансы на успех у иностранного сотрудника стремятся к нулю. Менеджеры даже не представляют себе, как сильно может сплотиться русский коллектив в борьбе за доказательство того, что «мы не хуже импортных». Это самый опасный из сценариев. Демотивация существующей команды, ступор в работе новых зарубежных сотрудников, общая деморализация и непонимание если и не развалят ваш бизнес уже завтра, то точно остановят его развитие.

В подготовке команды публичность и прозрачность никогда не будет излишней. Все должны понимать, в чем цель иностранного сотрудника, и почему именно он на этом месте. Фронт его работ нужно декларировать письменно: в приветственном письме коллегам или даже презентации-знакомстве. Подобный шаг, кстати, станет обязательным не только относительно иностранцев-новичков, но и вообще всех вновь нанятых сотрудников. Хорошая традиция добавит понимания происходящего и снизит уровень негативных ожиданий.

Недостаток коммуникаций может сыграть злую шутку, поэтому не экономьте время на дополнительные разъяснения: почему компании нужна международная команда и в чем преимущества для нынешних сотрудников. Очевидно, что качественный обмен компетенциями позитивно скажется на профессиональном росте каждого, а опыт работы в международной команде — это еще и большой плюс к стоимости на рынке труда.

Изучите психологию экспатов

Кто эти «странные» люди, готовые покинуть свою страну и приехать работать в русскую компанию? Если не учитывать финансовую мотивацию на топовых позициях, то вырисовывается следующая картина. Так же, как и русские, уезжающие за рубеж, иностранцы в России — это люди, объединенные определенными общими чертами.

Будьте готовы к тому, что к вашей команде присоединится почти профессиональный путешественник, который на вопрос «откуда вы?» начнет перечислять страны, где он раньше работал. Список будет большой. Если в этом списке Россия уже имеется — считайте вам повезло и интегрировать такого специалиста будет гораздо проще. Не забываем, что если человеку хватило смелости, любопытства и амбиций присоединиться к вашей компании, то он может также легко «уплыть» и дальше. Экспаты с легкостью меняют места работы, годы странствий их закалили настолько, что перемена мест совершенно не пугает. Поэтому проще определить временной промежуток, за который вы можете получить от иностранного сотрудника максимальную пользу, а еще лучше прописать ожидания по задачам и времени в контракте.

У иностранцев более четкие требования к условиям, бонусам, рабочему месту, графику. Порой с наймом соотечественников руководители могут себе позволить позицию «заходи, там разберемся». С международной командой подготовительный этап контракта и job description вовсе не формальность, так что сосредоточьтесь и, если нужно, призовите на помощь HR-консультантов.

Не забывайте про трудности перевода

Банальная тема языка очень часто остается недооцененной. Менеджеры рассуждают так: я говорю по-английски, мои подчиненные понимают и даже пишут письма, значит англоговорящий сотрудник сможет у нас работать. На практике проблемы возникают буквально из ниоткуда. Например, сможет ли ваш системный администратор помочь иностранцу с настройкой компьютера, есть ли английская версия корпоративного интранета, на каком языке можно написать заявление на отпуск? Эти и прочие мелочи способны сделать из вашего перспективного сотрудника инопланетянина, потерявшегося на чужой планете. Информационный вакуум наводит тоску буквально в считанные дни, так что к «трудностям перевода» лучше подготовиться заранее.

Если ваша компания планирует работать на международной арене всерьез и надолго, лучше действовать шаг за шагом. Например, готовить английскую версию внутренних документов, настраивать команду на то, что английский – не исключение, а правило. Свыкнитесь с мыслью, что кого-то придется заставлять учить язык и далеко не все будут от этого в восторге. Когда вы услышите, что команда стала отпускать шуточки и писать в общий чат на английском, — можно праздновать маленькую победу. Это не быстро, порой болезненно и требует значительных усилий руководителя.

Оцените свою готовность управлять международной командой

Приходя в русские компании, иностранцы часто жалуются на такие проблемы, как несоблюдение договоренностей, вечные опоздания, непрозрачность принятия решений, замалчивание проблем и закрытость. Строя международный бизнес с мультинациональной командой, именно руководитель несет ответственность за то, чтобы все эти проблемы решались своевременно. Так что помимо бизнес-преобразований придется следить и за тем, как хорошо выстроены коммуникации, насколько люди разных культур уживаются друг с другом и не мешает ли это общему результату.

В отличие от большинства ваших подчиненных, экспаты будут часто высказывать претензии, не скрывая своего недовольства. Начиная от завышенных планов продаж и заканчивая неудобным стулом. Подобная открытость нетипична для русских сотрудников, наши руководители к подобному не привыкли. Придется не только выслушивать, но и реагировать – обсуждать принципы планирования, разбираться со пресловутыми стульями. При этом учиться балансировать, стараясь не формировать в ваших иностранных сотрудниках образ «священных коров», которым доступно все, включая новую офисную мебель.

Сегодня популярны разговоры об эмоциональном интеллекте — умении общаться, активно слушать и проявлять эмпатию. В управлении международными командами эти качества выходят на первый план. Быть хорошим интегратором – сложная задача, которой за рубежом учатся еще в школе. Если ваши интеграционные качества недостаточно прокачаны, то найдите в своей команде того, кто возьмет это на себя. Или будьте готовы, что ваши попытки выстроить международный бизнес осложнятся «человеческим фактором».

0

Рекомендуемые материалы