Правительство вместо запланированной экономии увеличит расходы бюджета

Расходы федерального бюджета в 2017 году составят 16,6 трлн руб. — на 175 млрд руб. больше, чем в прошлом году, и на 362 млрд руб. больше, чем предусмотрено действующим законом о бюджете на этот год, следует из поправок, которые правительство в пятницу внесло в Госдуму. Таким образом, государственные расходы, которые изначально должны были в этом году сократиться, увеличатся на 1,1% в номинальном выражении.

В 2016 году бюджет был исполнен с расходами в 16,4 трлн руб., и в следующие три года Минфин планировал их сокращать.

Расходы по итогам 2017 года могут оказаться еще больше: с учетом изменений в так называемой сводной бюджетной росписи правительство ожидает исполнить расходы на уровне 16,86 трлн руб., следует из сопроводительных материалов, направленных в Думу. Это еще 257,5 млрд руб. к действующему бюджету, но правительство не объясняет, что за этим стоит. Неиспользованные ассигнования 2016 года составили 220 млрд руб., и все они подлежат использованию в текущем году, говорил 24 мая министр финансов Антон Силуанов. Пресс-служба Минфина не ответила на запрос РБК в пятницу вечером.

Но даже если фактические расходы этого года составят 16,9 трлн руб., в реальном выражении (с учетом среднегодовой инфляции, прогнозируемой на уровне 4%) они все-таки снизятся примерно на 1,5% к прошлому году.

Нарастить бюджет позволяют дополнительные доходы казны, не относящиеся к нефтегазовым. Правительство рассчитывает получить на 472 млрд руб. больше ненефтегазовых доходов, чем заложено в действующей смете, и транслировать их в увеличение общих расходов на 362 млрд руб. (по Бюджетному кодексу расходы в ходе исполнения бюджета могут быть увеличены на сумму, не превышающую дополнительных ненефтегазовых поступлений). В начале года власти договорились не использовать дополнительные доходы от нефти и газа для наращивания расходной части: Минфин покупает на них валюту, которая в 2018 году будет переведена в Резервный фонд.

Увеличение поступления ненефтегазовых доходов связано в основном с ростом налоговых доходов (акцизов, НДС, налога на прибыль) «на фоне оживления экономической активности», отмечается в пояснительной записке. В то же время правительство видит риск, что ненефтегазовые доходы не оправдают ожиданий — на этот счет предусмотрена норма о возможности дополнительного использования 200 млрд руб. из Фонда национального благосостояния для финансирования бюджетного дефицита (сверх запланированных трат ФНБ на 663,5 млрд руб.).

В середине мая, когда Минфин опубликовал первый вариант бюджетных поправок для обсуждения, расходы предлагалось увеличить на 315 млрд руб. по сравнению с действующим законом. Но Силуанов обещал внести дополнительные правки, которые учтут увеличение ассигнований Росгвардии в связи с выполнением обязательств перед сотрудниками, перешедшими в Росгвардию, а также индексацию грантов президента в области культуры и искусства. Эти ассигнования будут профинансированы из 47 млрд руб., полученных совсем недавно «за счет погашения задолженности прошлых лет по международным договорам Федерального космического агентства» («Роскосмос»), следует из пояснительной записки.

О риске раздувания расходов вопреки политике бюджетной экономии эксперты говорили еще в ноябре прошлого года. Причиной этому может стать слабая потребительская активность россиян, которую власти хотели бы поддержать, указывали аналитики Альфа-банка. На ожидания Минфина влияет электоральный цикл, объясняет главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Президент Владимир Путин уже предложил проиндексировать зарплаты бюджетникам , которые не подпадают под действие майских указов, напоминает она. Повышение коснется 5,8 млн человек, сообщил Минтруд. Впрочем, это уже вопрос поправок в бюджет 2018 и 2019 годов, которых Минфин пока не вносил.

«Это дополнительный риск, который довлеет над расходной частью, — говорит Орлова. — Делать из этого вывод, что Минфин отказался от бюджетной консолидации, не стоит. Но это снижает доверие к комментариям Минфина. Последние месяцы он говорил, что нацелен на жесткую бюджетную политику, а по факту мы видим цифры, которые отклоняются от этих слов». Позиция Минфина «выглядит не очень последовательной» даже с учетом того, что такие изменения он вносит исходя из пожеланий правительства и президента, добавляет она.

Минфин продолжит осторожную и консервативную «политику перераспределения» бюджета, полагает Орлова. Социальные обязательства по-прежнему будут соблюдаться, однако это будет компенсироваться ростом налоговой нагрузки после 2018 года, считает эксперт. Сейчас бюджет сбалансирован при цене нефти в размере $70–75, а Минфину нужно выходить хотя бы на уровень $55–60, указывает Орлова (средняя цена нефти марки Urals в январе—апреле составляла $51,84 за баррель). Правительство в ближайшие годы не будет увеличивать налоговую нагрузку, неоднократно говорил Силуанов.
В контент лист
0

Рекомендуемые материалы