Россияне увеличили расходы на люксовые товары
Роскошь в цене
Несмотря на непростую экономическую ситуацию, россияне чаще европейцев или американцев увеличивали свои расходы на люксовые товары (одежду, ювелирные изделия, часы, сумки и т.п.). Это следует из глобального отчета компании Deloitte, посвященного развитию рынка luxury в 11 странах мира.
Согласно отчету, который есть в распоряжении РБК, о росте своих трат на люксовые товары за последние 12 месяцев заявили 70% покупателей в России, Китае и ОАЭ — странах, которые Deloitte относит к развивающимся рынкам дорогих товаров. На развитых рынках — в Евросоюзе, США и Японии — доля увеличивших траты на люкс значительно меньше — 53%.
В исследовании принимали участие 1,3 тыс. респондентов, которые считают себя более состоятельными, чем жители их страны в среднем, и которые в течение последних шести месяцев совершали хотя бы одну покупку люксовых товаров в таких категориях, как одежда и обувь, сумки и аксессуары, косметика и парфюмерия, ювелирные изделия и часы.
«Потребители на развивающихся рынках продолжают стимулировать рост рынка роскоши», — приходят к выводу аналитики Deloitte. Российский рынок товаров класса люкс, окончательно стабилизировавшийся в 2016 году, продолжает расти, подтверждает старший менеджер департамента консультирования по налогообложению и праву компании Deloitte Оксана Кожина. По ее мнению, среди основных причин роста — увеличение туристического потока, в том числе туристов из Китая.
Кроме того, на российский рынок люксовых товаров положительно повлияло то, что розничные компании сдерживали или даже снижали цены, отмечает Кожина. После того, как в 2016 году рубль частично отыграл потерянные позиции, компании более чем на 11% сократили цены на предметы роскоши в России, говорится в исследовании Deloitte.
Таким образом, стоимость товаров luxury в России находится на средне мировом уровне, то есть немного превышает 100% в ценовом индексе Deloitte. Он рассчитывается на основе еженедельного мониторинга цен по более чем 100 тыс. товаров на семи важнейших рынках (помимо России это Китай, Япония, США, Великобритания, Италия и Франция). Дешевле, чем в России, люксовые товары можно приобрести в Великобритании, Италии и Франции (в индексе эти страны находятся на уровне около 80%). Между тем цены в США и Японии несколько выше, чем в России. А самая высокая стоимость на продукты роскоши зафиксирована в Китае. Разница цен между эквивалентными товарами в Китае и Франции может варьироваться от 20% до 70% в зависимости от марки, говорится в отчете.
Дорогие путешественники
Ранее РБК писал , что российские продавцы люкса фиксируют значительный приток покупателей из Китая, что связано в том числе с изменением курса рубля по отношению к остальным валютам. Помимо китайцев увеличилось также количество клиентов из Индии, Европы и Ближнего Востока, рассказывал тогда РБК представитель Mercury.
Туризм по-прежнему остается отличным драйвером для рынка роскоши, отмечается в исследовании. В целом по миру почти половина (47%) покупок товаров класса «люкс» совершается путешественниками. Из них 31% покупают товары за границей, 16% — в аэропортах. Среди потребителей в развивающихся странах эта доля еще выше и в совокупности достигает 60%. Так, 40% опрошенных России, Китая и ОАЭ покупают товары люксового сегмента за границей, еще 20% — в магазинах Duty free в аэропортах. Исследователи связывают данные предпочтения с тем, что за пределами развивающихся рынков ассортимент люксовых продуктов и брендов шире.
Вместе с тем, при ухудшении политической или деловой обстановки в России покупки даже самых состоятельных потребителей сократятся, предостерегают авторы исследования.
Данные Fashion Consulting Group отчасти подтверждают выводы Deloitte: во многом ему удалось преодолеть кризисные явления. Если в 2015 году российский рынок товаров класса люкс впервые за пять лет продемонстрировал падения — на 9% (до 227,2 млрд руб.), то по итогам 2016 года он должен был сократиться не более чем на 1% (до 225 млрд руб.). При этом, по оценкам консалтинговой компании, доля продаж, которые приходятся на иностранных покупателей, за последний год выросла пропорционально увеличению туристического потока в Россию — примерно на 30%.