Проект «Славнефть-ЯНОС»: вертикаль роста для будущих нефтяников

Проект системы взаимодействия «Лицей – колледж – университет – предприятие» от ПАО «Славнефть-ЯНОС» создан для успешного формирования кадрового резерва и подготовки высококвалифицированных кадров в области нефтяной промышленности. Проект претендует на победу в номинации BE COOL бизнес-премии WOW!HR 2023.

Подробно о проекте, его целях и задачах рассказала Сироткина Анна Федоровна, начальник отдела по работе с персоналом ПАО «Славнефть-ЯНОС».

Предпосылки создания проекта

ПАО «Славнефть-ЯНОС» является одним из крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий, численность сотрудников составляет более 3,5 тысяч человек. Особое внимание на нашем предприятии уделяется подготовке кадров. По личной инициативе генерального директора Николая Владимировича Карпова было решено создать систему взаимодействия «Лицей – колледж – университет – предприятие» для преодоления негативных явлений, подготовки высококвалифицированных кадров и профессионального резерва. В результате ЯНОСом была сформирована образовательная вертикаль, которая состоит из реализации нескольких образовательных проектов.

Задачи проекта

Цель проекта: развитие технологического профильного обучения в регионе, мотивация детей к выбору наиболее востребованных инженерных профессий в нефтяной промышленности с целью подготовки кадров для предприятия и дальнейшего трудоустройства.

В рамках реализации проекта решаем следующие задачи:

- профориентационная работы в среде школьников с целью популяризации инженерно-технических специальностей;

- практико-ориентированная подготовка молодых специалистов;

- площадка взаимодействия работодателя и профильных учебных;

- повышение квалификации, профессиональная подготовка и переподготовка сотрудников Общества;

- подготовка будущих кадров для предприятия.

Реализация проекта

- Первый проект был запущен в 2018 году. В лицее 86 города Ярославля был открыт инженерный ЯНОС-класс, обучение в котором позволяет школьникам углубленно изучать математику, химию, физику, информатику, осваивать программы «Техническое черчение», «Углубленное программирование», «3-D моделирование». С даты запуска проекта 91 школьник закончил обучение в ЯНОС-классе лицея № 86 и перешел на следующую ступень профильного образования.

- Второй проект был реализован в 2019 году – это открытие учебного центра «ЯНОС-технологии» в Ярославском государственном техническом университете, на базе которого были открыты возможности изучения технологических процессов нефтехимического производства. Центр «ЯНОС-технологии» включает в себя лабораторию, где собраны действующие модели основных процессов и аппаратов, распространенных на химических предприятиях. На текущий момент обучение проходят более 50 студентов.

- В 2020 году особое внимание компания уделила подготовке персонала рабочих профессий и создала третий образовательный проект – «Центр профессиональных квалификаций ЯНОС» совместно с Ярославским промышленно-экономическим колледжем, в котором были открыты 2 лаборатории: лаборатория «Переработки нефти и газа» для исследования процессов нефтепереработки и компьютерная лаборатория «Оператор технологических установок». Ежегодно Ярославский промышленно экономический колледж выпускает 50 молодых специалистов, за время реализации проекта из 100 выпускников колледжа принято в компанию 80 человек.

- Для более эффективной подготовки специалистов для предприятия ПАО «Славнефть-ЯНОС» совместно с ЯГТУ был открыт еще один профиль подготовки в магистратуре «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов».

- В 2022 году был открыт второй ЯНОС-класс в школе № 4 г. Ярославля. Углубленное изучение химии и английского языка являются перспективным направлением, так как в ведущих вузах страны ведется подготовка и защита курсовых, дипломных работ, проектов, диссертаций на английском языке.

Планируется, что уже в 2023 году завершится строительство Центра оценки квалификации (ЦОК). Одним из главных преимуществ данного Центра станет учебно-тренировочный полигон с полной имитацией реальной рабочей ситуации технологического процесса для отработки навыков и совершенствования профессиональных компетенций. Особое внимание будет уделяться соблюдению требований охраны труда и промышленной безопасности.

Результаты проекта

Создании системы взаимодействия «Лицей – колледж – университет – предприятие» в данный момент позволяет нам:

  1. Проводить обучение студентов по специальностям нефтехимической отрасли в соответствии с современными требованиями работодателя;
  2. Проводить обучение студентов по целевой программе специалистов для ЯНОСа (не менее 24 студентов в год); учащихся инженерного «ЯНОС класса» (60 учеников в год);
  3. Проводить обучение студентов по сетевой форме по программе «Система автоматизированного проектирования для задач 3D моделирования аппаратов химической технологии».
  4. С 2022 года в рамках взаимодействия с образовательными учреждения на предприятие трудоустроено 26 студентов выпускных курсов ЯПЭК и ЯГТУ, уровень их подготовки позволяет молодым специалистам сразу погрузиться в технологический процесс и стать частью большой команды. Создание образовательных центров позволяет проводить предварительную и дополнительную подготовку до трудоустройства на предприятие, что позволяет сократить расходы на оплату труда наставников во время стажировки начинающих работников.
  5. Сетевая форма позволяет объединить образовательные, научные и информационно-технологические ресурсы отраслевых вузов консорциума. Эффект такого сотрудничества заключается в расширении возможности получения студентами профессиональных компетенций в сфере цифрового развития, связанных с функциональным использованием методов инструментов осуществления технологических процессов, управлением digital-проектами и продуктами цифровой трансформации нефтяной отрасли, решением профессиональных задач цифрового прототипирования технологического оборудования нефтепереработки.

Принципы профессиональной ориентации позволяют реализовать непрерывную подготовку специалистов, повышают качество подготовки специалистов и снижают их отток из нефтеперерабатывающей отрасли.

Всестороннее развитие будущих специалистов

В ЯНОС-центрах и центре профессиональных квалификаций ЯНОСа студенты проходят:

- обучение в области охраны труда на предприятии, это позволяет также сократить время и расходы на обучение сотрудников в период трудоустройства на предприятие и повышает уровень безопасности труда;

- часть технологических процессов на учебных стендах и симуляторах, оценивают качество выпускаемой продукции различными методами, понимают принципы охраны труда, здоровья и экологии на предприятиях нефтеперерабатывающей отрасли;

- отработку алгоритма ведения технологических процессов и способы снизить процент нарушений ведения процесса.

Социальный вклад и вклад в образование благодаря учебной вертикали

Опыт построения образовательной вертикали с охватом школьников при кураторстве молодых специалистов и руководителей предприятия уже дал отличные результаты: школьники «ЯНОС-классов» стали победителями и призерами в 61 конкурсе различного уровня, в том числе двое учащихся получили третью главную премию в секции «Химия» на международном финале научно-технического конкурса старшеклассников International Science & Engineering Fair (ISEF) так же называемом «Малая Нобелевская премия». Защита проходила на английском языке, ребята выступали с проектом в области органической химии связанной с производством реактивного топлива и повышением эффективности его производства, а пять школьников вошли в число победителей всероссийского конкурса «Большая перемена», проходившего в лагере «Артек».

Студенты ЯПЭК и ЯГТУ ежегодно учувствуют в научно-технических конференциях ПАО «Газпром нефть», ПАО «НК «Роснефть», так в 2021 году студенты ЯГТУ завоевали несколько призовых мест на Научно-технической конференции молодых специалистов блока логистики, переработки и сбыта ПАО «Газпром нефть». Кроме диплома победителя, студент магистратуры с проектом, посвященным увеличению выработки реактивного топлива, получил именной сертификат на 1 млн рублей, который будет использован для технической поддержки его работы. Общая сумма грантов для института уже составила более 1,5 млн рублей.

С точки зрения улучшение имиджа «Славнефть-ЯНОС», учебные центры оформлены в соответствии с брендбуком предприятия, что позволяет сформировать положительный имидж и быть более привлекательным на рынке среди работодателей города Ярославля, Ярославской и других областей.

Между правительством Ярославской области и ПАО «Славнефть-ЯНОС» подписано соглашение о сотрудничестве. Ежегодно в рамках данного соглашения, при поддержке Департамента образования Ярославской области, компания инвестирует средства в повышение качества подготовки кадров для предприятия через реализацию системы «Лицей – колледж – университет – предприятие».

Для каждого образовательного объекта специалистами ПАО «Славнефть-ЯНОС» был разработан дизайн-проект, в рамках которого выполнен ремонт помещений, закуплено современное оборудование, оборудованы тематические зоны, лаборатории и зоны отдыха.

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Юлия Глухова
Корпоративная культура требует перемен: как понять, что пора меняться?

Согласно исследованию Массачусетского технологического института, в компаниях с безупречной репутацией и здоровой корпоративной культурой отмечается текучесть кадров ниже средней. Опрос среди сотрудников американских компаний показал, что токсичная корпоративная культура является одной из главных причин увольнений. Данный фактор опережает даже низкий уровень зарплаты. Люди готовы работать за меньшие деньги, но в более приятной обстановке. На российском рынке труда львиная доля (41%) увольнений происходит из-за постоянного стресса и выгорания на работе.

Чтобы сократить печальную статистику, необходимо объективно оценить обстановку в компании и начать действовать. Какие основные этапы придется пройти компании на пути трансформации корпоративной культуры? С какими трудностями придется столкнуться? Как донести новые ценности до сотрудников? Об этом расскажет директор по маркетингу и коммуникациям «Ингосстраха» Юлия Глухова, которая лидирует изменение корпоративной культуры в компании.