Оверквалифайд сотрудники – большие риски и большие результаты

Оверквалифайд или сверхквалификация – это уровень квалификации, который позволяет сотруднику решать наиболее сложные вопросы, делая его в определенной степени незаменимым. Как правило, такой человек является носителем уникальных знаний или опыта. О том, к чему надо быть готовым, имея в штате такого специалиста, рассказала Татьяна Арсенович, руководитель Департамента персонала и карьеры компании «ГЭНДАЛЬФ».

В вопросе выбора инструментов управления подобных «звезд» нужно рассматривать отдельно. Почему? У работодателя есть большое искушение иметь как можно больше сверхпрофессионалов в штате. Но теория органичных и эффективных команд говорит, что в их составе нужны не идеальные, а разные люди. Идея-фикс собрать в команде супер-сотрудников имеет обратную сторону: не все роли в группе будут закрыты, а ее участники придут к более соревновательной корпоративной культуре. Потребности «звезд» в важности и значимости не будут удовлетворены. Вторая особенность таких сотрудников – руководитель часто попадает в зависимость от них, ощущая свою беспомощность в случае ухода эксперта. Большое количество сверх-подчиненных на самом деле отнимает у него силы и вызывает страх и опасение потери.

Типизация оверквалифайд специалистов

Подобных работников принято делить на два типа:

- незаменимый эксперт;

- эксперт с широким, но лишь частично востребованным спектром знаний.

Люди из второй группы чаще страдают от своей сверхквалификации, поскольку в полной мере их объем навыков нигде не нужен. Зачастую они переоценивают свое значение на рынке и не находят ожидаемого обмена в компании.

Основу классификации таких сотрудников составляют следующие факторы:

- он знает/не знает, что крут и незаменим;

- получил квалификацию в вашей компании/вырос в другом месте;

- искренне интересуется деятельностью/мотивирован исключительно личной выгодой или деньгами;

- развивается/пожинает плоды своего развития;

- хочет быть в своей профессии/хочет быть руководителем.

По этим критериям при выборе инструментов управления мы условно делим сверхквалифицированных работников на три роли – манипулятор, соратник и двигатель.

Манипулятор понимает свою особенность и не особо лоялен к компании, становясь шантажистом. В ГЭНДАЛЬФ, как в IT-компании, такие люди особенная история. Разработчиков, программистов, системных аналитиков в целом не так много на рынке, а с глубокими знаниями и вовсе единицы. Многие из них понимают свою уникальность и стоимость на рынке труда. При неумелом управлении, помноженном на понимание своей уникальности они легко превращаются в манипуляторов. И я лично слышала такие фразы, как «Ну уволь меня» от сотрудника, понимающего, что руководителю трудно будет его заменить. Это путь в никуда.

Главное правило работы с манипуляторами – не вести переговоры. Идя у него на поводу, надеясь сохранить его, вы получите безответственного и менее эффективного специалиста. Я называю это «сделать из сотрудника монстра». И тут будет виноват работодатель. Поэтому играть в одну сторону, давая привилегии без равноценного обмена, категорически запрещено.

Другой тип – соратник. Такой оверквалифайд сотрудник получает особое отношение от руководителя, бонусы, привилегии в обмен на глубокую лояльность, вклад в компанию. Это могут быть условия труда, оплата, график. Работник понимает, что причина этого не в его «звездности», а в проделанной работе. И руководитель ему искренне благодарен. Тогда такой сотрудник приносит много пользы компании.

Третий вид – это двигатель. Сверх-сотруднику можно предоставить возможности роста, убрав потолок развития в области квалификации и функционала, дав нужный объем полномочий, возможность решать и выбирать технологии. В таком случае он не застывает, как восковая фигура, а продолжает совершенствоваться, становится двигателем.

Как удержать ценный кадр в компании?

Стоит отслеживать жизненный цикл оверквалифайд сотрудника между его мотивацией и компетентностью. Условно это можно отобразить на графике, где ось Х – квалификация, а ось У – мотивация. Приходя в компанию с какими-то ожиданиями, человек сталкивается с реальностью. Например, своей низкой квалификацией в конкретной профессии или компании. В первые 2-4 недели его мотивация может резко упасть, есть определенный риск ухода. Поэтому в испытательный срок в организациях обычно высокая «текучка».

Выжив в компании, человек начинает идти вверх как по мотивации, так и по квалификации. В какой-то момент график вырастает достаточно высоко и выходит на «плато». Сотрудник оказывается в некоторой стагнации. Это – кризисный момент: человек может резко утратить мотивацию и уйти из компании.

В такой ситуации лучший вариант – вернуть сверхсотрудника в зону некомпетентности. Например, сменить должность, дать новый проект или направление деятельности. Тогда такие люди будут постоянно находиться в тонусе, прокачивать желание расти и развиваться.

Если обобщить принцип работы с оверквалифайд сотрудниками, выглядеть он будет так:

- не быть в заложниках у работника;

- раскрывать его таланты;

- переводить в зону некомпетентности при стагнации;

- давать уважение и внимание;

- не снижать требовательности;

- не давать привилегии без обмена;

- продолжать их учить.

Наш подход к сверхсотрудникам

В практике ГЭНДАЛЬФ были разные виды «звезд». Например, манипулятор. Сотрудник в степени «быстро не заменить» стал публично выражать нелояльность и несогласие, нарушать правила. Его руководитель попал в заложники и снизил требовательность, поскольку не видел способов заменить работника. За всю историю компании это было худшее увольнение: даже уйдя, сотрудник долго оставался нашим недругом. И во многом причиной стало то, что руководитель позволил ему стать шантажистом.

Другой пример приведу из своего Департамента персонала и карьеры. Мой сотрудник-эксперт при определенных условиях мог стать манипулятором, поскольку на нем завязаны многие рабочие процессы. Правильным подходом было пойти навстречу с требованием обмена. Теперь у работника индивидуальный график работы, ему выделили любимые зоны ответственности, под него изменена система повышения в категории. В ответ человек максимально вовлечен в работу и участвует в самых крупных и рисковых задачах. Так он стал соратником.

Но чаще всего в нашей компании принято переводить «звезд» в разряд двигателей. Для тех из них, кого интересует развитие не только в профессии, но и по вертикали, у нас организована система обучения кураторов. За последние годы наше обучение прошли свыше 100 сотрудников, клиентов и партнеров компании.

При этом важно помнить, что многие эксперты могут уйти из компании, не состоявшись как руководители. Поэтому необходимо сопровождать их вертикальный рост. Таким образом в нашей компании около 80% руководителей выросли из бывших сотрудников.

Напоследок приведу еще один инструмент работы с оверквалифайд работниками. Для них редко подходят стандартные квалификационные планы. Поэтому можно создавать в компании уникальные должности с уникальными обязанностями. За последние 10 лет в ГЭНДАЛЬФ по инициативе сотрудников появилось около десятка новых направлений и отделов. Так, несколько лет назад к нам пришёл сотрудник на должность менеджера. В какой-то момент он захотел уйти, поскольку не видел себя в «рутинной», с его точки зрения, работе по продаже типовых коробочных решений 1С. Однако руководство компании, разглядев в нем потенциал, предложило ему создать свой отдел и взять первых подчиненных. Сегодня он возглавляет новое направление компании, автономно принимает решения и руководит отделом из 30 человек.

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Юлия Глухова
Корпоративная культура требует перемен: как понять, что пора меняться?

Согласно исследованию Массачусетского технологического института, в компаниях с безупречной репутацией и здоровой корпоративной культурой отмечается текучесть кадров ниже средней. Опрос среди сотрудников американских компаний показал, что токсичная корпоративная культура является одной из главных причин увольнений. Данный фактор опережает даже низкий уровень зарплаты. Люди готовы работать за меньшие деньги, но в более приятной обстановке. На российском рынке труда львиная доля (41%) увольнений происходит из-за постоянного стресса и выгорания на работе.

Чтобы сократить печальную статистику, необходимо объективно оценить обстановку в компании и начать действовать. Какие основные этапы придется пройти компании на пути трансформации корпоративной культуры? С какими трудностями придется столкнуться? Как донести новые ценности до сотрудников? Об этом расскажет директор по маркетингу и коммуникациям «Ингосстраха» Юлия Глухова, которая лидирует изменение корпоративной культуры в компании.