L&D-команды: как развиваться тем, чья работа — развивать людей?

L&D-команды помогают людям получить новые знания и навыки, а бизнесу — справляться с вызовами среды и расти. Но часто L&D-профессионалы испытывают сложности с собственным развитием. Алексей Суханов, проректор по исследованиям и инновациям, СберУниверситет и Анастасия Воробьева, руководитель проекта EduTech Club, СберУниверситет, расскажут, как мировая практика предлагает подойти к развитию образовательных команд.

Есть несколько маркеров, которые могут свидетельствовать о том, что L&D-отдел находится в стагнации.

● Работа по шаблону, достижение только краткосрочных целей. В обучение давно не внедрялись новые подходы, или внедрялись спорадически и ненадолго; много времени уделяется операционной деятельности.

● Чрезмерные перегрузки и недостаток ресурсов. У сотрудников отдела обучения и развития нет времени, планов развития, внутрикомандных образовательных активностей.

● Дефицит поддержки и доверия от бизнеса. Бизнес не видит ценности в результатах работы L&D, а подразделение обучения и развития не может сформулировать свой вклад в бизнес-стратегию.

Если вы замечаете подобные тенденции в своей L&D-команде, возможно, пришло время пересмотреть подход к ее развитию.

Что понимается под развитием образовательных команд в мировой практике?

В 2013 году ATD, авторитетная ассоциация для профессионалов по обучению и развитию, опубликовала модель компетенций специалистов T&D. В то время от L&D-специалиста ожидали в основном владение профессиональными навыками (разрабатывать программы, вести тренинги, оценивать результаты). В 2019 году появилось обновление этой модели — Talent Development Capability Model. На первый план вышли компетенции по работе с бизнесом и развитие персональных навыков.

Talent Development Capability Model 2019 состоит из трех ключевых элементов:

  1. Личные способности: коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект, этика, адаптивность и гибкость.
  2. Профессиональные способности: педагогический дизайн, управление обучающими программами, оценка эффективности программ, коучинг и менторинг.
  3. Организационные способности: синхронизация с бизнес-стратегией, управление проектами и изменениями, аналитика данных, управление знаниями.

Теперь специалист по обучению — это партнер, внутренний «консультант» по развитию людей. Он действует в связке с глобальными целями компании, разбирается в специфике, знает стратегию развития, умеет эффективно договариваться и работать в команде.

Компания LinkedIn на основе собственного исследования The Most In-Demand Skills 2024 предлагает следующие зоны развития конкретно для L&D-команд.

  1. Бизнес. L&D-профессионалам необходимо быть более адаптивными и ориентированными на бизнес, чем когда-либо прежде.
  2. Коммуникация. Все более важными становятся навыки межличностного общения.
  3. ИИ-грамотность. Обязательный навык — умение использовать ИИ для повышения эффективности и масштабируемости L&D-программ становится важным навыком.
  4. Аналитическая грамотность. Критически важно иметь аналитические способности, чтобы определять ROI обучающих программ и измерять такие показатели, как бизнес-результаты, продуктивность, удержание сотрудников.

Не будем перечислять конкретные навыки, которые предлагают те или иные исследователи, а сосредоточимся на крупных фокусах.

Фокус 1. Стратегическое видение

Чему учиться: отслеживать лучшие практики и готовиться к изменениям.

Что надо знать и уметь:

● знать тенденции развития технологий, обучающих методов, рынка труда;

● понимать бизнес-тенденции, формирование новых бизнес-моделей, организационных стратегий;

● знать изменения в аудитории обучения, например, поколенческие сдвиги.

Зачем: чтобы вовремя менять подход к обучению и совершенствовать образовательные программы, формировать актуальную стратегию обучения и развития.

Фокус 2. Бизнес-мышление

Чему учиться: понимать общие принципы бизнеса и свою организацию.

Что надо знать и уметь:

● понимать ключевые факторы, влияющие на бизнес — текущую ситуацию, влияние отрасли или рынка;

● разбираться, как организация достигает своих целей и принимает решения, какие факторы влияют на ее рост;

● знать принципы финансового управления, распределения бюджета, формирования прибыли;

● понимать внутренние процессы компании, структуру организации, основные цели и показатели ключевых подразделений.

Зачем: чтобы синхронизировать стратегию развития и обучения с бизнес-стратегией, принести максимальную пользу организации и сотрудникам, влиять на бизнес-результаты и повышать ценность L&D-процессов.

Согласно отчету LinkedIn 2024 Workplace Learning Report, уже второй год подряд топ-руководители называют наиболее важным фактором успеха L&D-стратегии синхронизацию обучающих программ с бизнес-целями.

Фокус 3. Аналитика

Чему учиться: повышать свою аналитическую грамотность.

Что надо знать и уметь:

● понимать принципы анализа данных, построения прогностических моделей, машинного обучения, систем Business Intelligence;

● уметь собирать и обрабатывать данные для их последующего анализа;

● уметь интерпретировать данные и делать выводы на их основе;

● уметь визуализировать данные, наглядно и понятно их представлять для аудитории.

Зачем: чтобы на основе доказательной базы наладить с бизнесом диалог и обеспечить наиболее эффективные стратегии обучения.

Согласно отчету LinkedIn 2024 Workplace Learning Report, по сравнению с прошлым годом на 54% больше L&D-специалистов указывают в своих деловых профилях аналитические навыки.

Фокус 4. Метакомпетенции

Чему учиться: развивать свои когнитивные и социальные навыки.

Что надо знать и уметь:

● уметь критически оценивать и синтезировать информацию из множества источников;

● уметь качественно коммуницировать - доносить идеи, вести аргументированную дискуссию, слушать и слышать оппонента;

● проявлять творческий подход, искать новые решения, наилучшим образом соответствующие изменяющимся обстоятельствам и требованиям;

● уметь как организовать совместную работу, так и эффективно работать в группе.

Зачем: чтобы принимать эффективные решения на основе фактов, быстро и качественно реализовывать идеи, способствуя построению обучающей культуры в организации.

Фокус 5. Использование ИИ

Чему учиться: применять ИИ для решения комплексных образовательных задач.

Что надо знать и уметь:

● знать глобальные тренды в применении ИИ, кейсы и примеры;

● ориентироваться в технологиях ИИ (генеративный, предобученные нейросети, большие языковые модели, алгоритмы);

● использовать инструменты ИИ на всех этапах образовательного цикла — при планировании, разработке, оценке и проведении.

Зачем: повышать свою конкурентоспособность и усиливать позиции своей организации, быть готовыми к технологическим трансформациям.

Согласно отчету AI in L&D: From talk to action, пока технологии искусственного интеллекта применяются L&D в отношении достаточно простых задач — например, генерация отчетов, простых упражнений или создание чат-ботов. Однако уже есть примеры внедрения более комплексных решений, которые смогут освободить ресурсы L&D-специалистов для стратегических действий.

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Кристина Алексеева
Три мифа о пути сотрудника, или почему работа с EX — это больше, чем HR

Многие компании стремятся улучшить опыт сотрудников (Employee Experience, EX), но нередко строят его на устаревших мифах. Они представляют путь сотрудника как линейный процесс, возлагают всю ответственность на HR или пытаются внедрить универсальные решения. Однако реальность сложнее: путь каждого сотрудника индивидуален, его формируют не только HR, но и вся организация. Ключ к успеху — гибкость, персонализация и соответствие корпоративных ценностей реальным условиям работы.

Кристина Алексеева, руководитель комплексных трансформационных проектов, фасилитатор, ментор команд, HR-эксперт с опытом работы на топ-позициях в российских и международных компания, разберёт три распространенных мифа об EX и расскажет, почему работа с опытом сотрудников — это стратегическая задача бизнеса.