Как VR-реальность помогает больше зарабатывать
В условиях кадрового дефицита важно не просто найти сотрудника и быстро его адаптировать, но и сделать это максимально качественно. Понимая это, в одном из подразделений Корпорации ТЕХНОНИКОЛЬ — «Битумные материалы и гранулы» — запустили VR-обучение. О проекте, его эффективности и перспективах рассказала директор по персоналу стратегической бизнес-единицы компании Наталья Бирюкова.
VR в помощь
Наталья Бирюкова подчеркнула, что в условиях кадрового дефицита компании было трудно искать работников с необходимыми специальностями, поэтому ранее бизнес-юнит одним из первых в компании запустил собственные лицензированные учебные центры, которые стали важным инструментом подготовки кадров. Здесь происходит подготовка по рабочим профессиям, востребованным в корпорации.
Однако с ростом сложности производственного оборудования и процессов стало понятно, время адаптации новых сотрудников можно сократить, что позволит значительно улучшить производственные и, соответственно, финансовые показатели.
«Обучение на VR-тренажере не просто объясняет, а воссоздает реальные производственные условия и моделирует внештатные ситуации, которые невозможно воспроизвести в реальности, — рассказывает Наталья Бирюкова. — В виртуальной реальности работники отрабатывают непредвиденные ситуации, что особенно важно при подготовке к работе на технологически сложных и потенциально опасных узлах в безопасной среде. И первый VR-тренажер мы создали для отработки навыков работы на намоточном станке».
Повышение производственной готовности
VR-тренажер позволяет моделировать полные производственные сценарии, включая нештатные и аварийные ситуации, отработку стандартных операционных процедур (СОП), корректное использование средств индивидуальной защиты, диагностику отклонений и реагирование на ошибки. Визуально и функционально тренажер воспроизводит конкретный участок производственной линии, адаптированный под каждый кровельный завод корпорации.
«Так, сотрудник, погрузившись в виртуальную реальность отрабатывает каждое свое действие, например, включает пульт управления, меняет скорость, и так далее, — объяснила директор по персоналу. — Система отслеживает ошибки и корректирует действия».
Рабочий из Рязани, надев шлем Pico 4 Ultra, окажется внутри цифровой копии своей линии, сотрудник из Воскресенска — в среде, соответствующей конфигурации его предприятия. Это позволяет минимизировать разрыв между обучением и производственной реальностью.
Технология позволяет не просто регистрировать ошибки, но и тут же подсказывать верный алгоритм действий. В результате работник получает не только навыки, но и уверенность в их применении. Обучение проходит поэтапно: теоретический модуль, практическая отработка в VR-пространстве с подсказками, затем экзаменационная симуляция без поддержки.
Снижение простоев и объемов брака
Ключевой показатель, на который ориентировались создатели проекта, — это время технологических простоев и снижение травматизма. С внедрением VR-обучения планируется сокращение времени технологических простоев до 10 часов в месяц. Это прямой вклад в производственные объемы, ведь каждая минута простоя — это упущенная выработка.
Кроме того, в рамках проекта установлена цель по снижению объема некондиционной продукции до 0,7 процента от общего выпуска. Поскольку брак связан с неверными действиями операторов, особенно в первые месяцы после трудоустройства, повышение качества подготовки снижает риски выпуска некондиции с первых смен.
Скорость адаптации и экономика проекта
VR-обучение позволяет в два раза ускорить готовность сотрудника к самостоятельной работе.
«С точки зрения экономического эффекта, мы заложили расчет снижения времени простоя и оценили количество продукции, которое дополнительно выпускается за этот период. Таким образом, мы оцениваем окупаемость инвестиций в VR-программу примерно в полтора года», — уточняет Наталья Бирюкова.
Масштабирование и цифровая трансформация культуры обучения
VR-программа делится на три ключевых уровня. Так, все новички осваивают стандартные операционные действия, более опытные сотрудники с помощью VR-тренажеров повышают квалификацию, а сотрудники кадрового резерва — готовятся работать на узлах по новой рабочей профессии.
В 2025–2026 годах компания планирует масштабировать программу на 13 ключевых производственных узлов. «Мы переходим от классической модели наставничества и традиционного обучения к гибкой, цифровой экосистеме подготовки персонала. Это не просто инвестиции в технологии, а вклад в снижение операционных рисков, повышение выработки и, в конечном счете, устойчивый рост производственной эффективности», — резюмирует Наталья Бирюкова.
Источники фото: freepik
Что Вы думаете об этом?