В кризис лучшее вложение – в персонал

Вспомним: слово «кризис» в китайском языке
состоит из двух иероглифов – «опасность» и «возможность».

Автор: Сергей Кузнецов , партнер ООО «Ксилаб»

На сегодняшний день российский бизнес находится не в лучшем положении: санкции, кризис и многие другие события заставляют менеджмент прилагать дополнительные усилия, чтобы сохранить свои компании. Как остаться на плаву?

Руководители, как правило, выбирают один из двух путей:

  • сокращение издержек;
  • поиск дополнительных возможностей.

Если вы выбрали путь – "сокращение издержек"

В первом случае все понятно – урезаются заработные платы, сокращается персонал, пересматриваются ненужные расходы, затем компания делает долгожданный вдох, но проходит еще немного времени - и повторяется все то же самое, и бизнесу приходится все больше и больше сокращать свои издержки. Собственники принимают решения упразднить отделы обучения, департаменты по управлению персоналом и других ценных сотрудников, многие из которых являются хранителями ключевых знаний и навыков. Новый персонал принимается на заработные платы ниже рынка, что позволяет обеспечить компанию низкоквалифицированными сотрудниками, а те, кто остались, теряют свою мотивацию к работе и думают не о качественном выполнении своих должностных обязанностей, а скорее о том, как бы пересидеть и переждать все происходящее и не лишится работы.

Получается, что в таких компаниях работает низкоквалифицированный и демотивированный персонал, что существенно сказывается на производстве, возрастает брак, падает качество обслуживания клиентов и здесь возникает закономерный вопрос: есть ли будущее у такой компании и что она будет делать после кризиса, если все-таки выживет?

Если вы выбрали путь "поиск дополнительных возможностей"

Второй вариант более интересен. Руководители, которые следуют такому принципу ведения дел, как правило, имеют более конкурентоспособные компании. Менеджмент таких организаций в сложные времена пересматривает свои текущие каналы продаж, ищет новые, заключает партнерские соглашения с другими компаниями и, что немаловажно, вкладывает свои силы и ресурсы в развитие людей. Описанные компании имеют в своей структуре сильные HR-департаменты, которые в сложные времена:

- Вдохновляют людей и повышают их лояльность и вовлеченность. Данные мероприятия приводят к тому, что сотрудники работают не от звонка и до звонка строго в рамках должностных обязанностей, а готовы работать на 120 процентов, выполнять свои обязанности лучше, быстрее и ответственнее и при необходимости задерживаться на работе, чтобы доделать срочные и важные задачи.

- Разрабатывают новые способы нематериальной мотивации и совершенствуют систему вознаграждений. При этом здесь не имеется в виду, что нужно платить больше, несоизмеримо увеличивая фонд оплаты труда. Данный способ скорее подразумевает пересмотр ключевых показателей эффективности и внедрение мероприятий, способных поддержать «боевой дух» персонала. Особенно в условиях кризиса становятся популярны всевозможные конкурсы между сотрудниками продающих подразделений. Среди номинаций:

  • максимальное перевыполнение плана продаж;
  • самый большой средний чек за отчетный период;
  • наибольшее количество привлеченных новых клиентов;
  • наивысший показатель по стандартам обслуживания клиентов и другие.

- Пересматривают политику подбора персонала. Во-первых, HR-департамент начинает более осознанно подходить к выбору источников привлечения персонала и оценивать их эффективность. Во-вторых, рекрутеры повышают свои требования к кандидатам, внедряют методы подбора по компетенциям, работают над улучшением HR-бренда своей компании. Данные шаги позволяют привлечь лучших кандидатов, оказавшихся на рынке труда.

- Обучают и развивают свой персонал. На данном этапе происходит мощный анализ потребностей компании в сложившихся условиях. Сотрудники корпоративных университетов пересматривают действующие программы обучения и внедряют новые, направленные на повышение производительности труда, качества обслуживания клиентов, навыков переговоров, работы с возражениями, переманивания покупателей у конкурентов и т.д. Помимо обучения, в компаниях внедряется оценка персонала и система управления талантами, что позволяет отобрать потенциальных лидеров и звезд.

Выйти из кризиса победителем

Перечисленные выше действия позволяют компаниям сделать серьезный скачок в своей работе. Важно помнить, что кризис рано или поздно закончится и выйдет победителем тот, кто обладает более квалифицированным персоналом. Именно такие сотрудники могут думать и мыслить, внедрять новые инновационные подходы и технологии, больше продавать и эффективнее работать. Помните, что многие развитые страны, не имеющие достаточного количества природных ресурсов и благоприятных условий, осуществили прорыв за счет выбора интенсивного пути развития.

Сергей Кузнецов

Сергей Кузнецов

При перепечатке гиперссылка на соответствующую страницу первоисточника - портала HR-tv.ru обязательна.

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Юлия Глухова
Корпоративная культура требует перемен: как понять, что пора меняться?

Согласно исследованию Массачусетского технологического института, в компаниях с безупречной репутацией и здоровой корпоративной культурой отмечается текучесть кадров ниже средней. Опрос среди сотрудников американских компаний показал, что токсичная корпоративная культура является одной из главных причин увольнений. Данный фактор опережает даже низкий уровень зарплаты. Люди готовы работать за меньшие деньги, но в более приятной обстановке. На российском рынке труда львиная доля (41%) увольнений происходит из-за постоянного стресса и выгорания на работе.

Чтобы сократить печальную статистику, необходимо объективно оценить обстановку в компании и начать действовать. Какие основные этапы придется пройти компании на пути трансформации корпоративной культуры? С какими трудностями придется столкнуться? Как донести новые ценности до сотрудников? Об этом расскажет директор по маркетингу и коммуникациям «Ингосстраха» Юлия Глухова, которая лидирует изменение корпоративной культуры в компании.