Реальные истории: Про руководителя-корупционера

История от Игоря Гайдукова о малиновых пиджаках, воровстве и власти...

воровство

- Игорь, привет! Слушай, мне нужен номер мобильного телефона или электронная почта нашего самого-самого бигбосса.

- Ты имеешь в виду того, кто на заводе?

- Ага. Можешь дать мне его номер?

- Ну… мне нужно посмотреть, есть ли он у меня вообще. Электронка вроде была, а вот насчет номера – не помню… А зачем тебе нужен его номер? Что-то случилось?

- Понимаешь, шеф меня уже достал окончательно! Опять премии лишил в этом месяце. Да, короче! Надоело мне это все терпеть. Хочу позвонить и все рассказать. Пусть уже поставят его на место! А то зарвался вконец!

- М-м-м… Хорошо, дай мне пару минут. Я сейчас гляну в телефоне и тебе перезвоню, ок?..

Такой разговор у меня состоялся однажды с региональным менеджером одной крупной соковой компании, в которой я работал тогда руководителем отдела по обучению. Менеджера звали Александр. Он пришел в компанию в далеком 2008 на позицию территориального менеджера и сразу зарекомендовал себя, как жесткий и целеустремленный руководитель. Первым делом он «зачистил» всех неблагонадежных. Штат его подчиненных сократился практически вдвое. Среди уволенных были как откровенно слабые менеджеры, так и вполне успешные. «Мне нужны надежные люди, - сказал мне тогда Александр. – Нытики не нужны. И звезды тоже. Пусть звездят где-нибудь в другом месте. А здесь нужно пахать, а не звездить».

Мы познакомились с ним в том же 2008. Он встречал меня на вокзале, чтобы отвезти к месту проведения тренинга. Выглядел он тогда, как «новый русский» из 90-х: приличный живот, стрижка «под ноль», золотая цепь толщиной с палец. Не хватало разве что малинового пиджака. Мы погрузились в потрепанный внедорожник и отправились в соседний городок. В дороге разговор крутился вокруг отдела продаж. Не нравились Александру люди, которые в нем работали. Особенно раздражали его либеральные мягкие руководители.

- Не понимаю, чего усюсюкать с торговыми? Цель поставил, результат померил, заплатил ЗП. Не справляется – гнать! А тут, понимаете, любят шансы давать. Вот тебе шанс, исправляйся. Вот еще один шанс. А время-то идет! Не знаю… нельзя либеральничать с торговыми, они любят, когда жестко. Сами люди любят.

- Что они любят? – поинтересовался я.

- Любят, чтобы их драли. Как сидоровых коз! С утра и до ночи. Понимаете? Люди – это инструмент. Я с помощью этого инструмента достигаю общих целей. А инструмент надо использовать, напрягать его. Иначе он заржавеет и станет ни к чему не годный, понимаете? Такие дела…

- А ты случайно не знаком с Тарасом?

- С Тарасом? С каким Тарасом?

- Супервайзер в … филиале. Он тоже сторонник жестких мер. А своих людей вообще по номерам называет.

- По номерам? Круто! – Александр захохотал, и от его смеха я поежился. – А чего по номерам? Первый, второй, третий что ли?

- Нет, по номерам маршрутов. Мол, имена ни к чему знать, главное, номера маршрутов. Так и обращается к своим: «Семнадцатый, позови двадцать второго».

- Обалдеть! – снова дико захохотал он. – Плюсую этому суперу. Мне есть еще, куда расти, короче! Молодчага!

Но на самом деле Александру не требовалось никуда расти. Они изначально были разные люди. В основе жесткости Тараса были цели компании и распоряжения вышестоящего руководства. Он не получал удовольствия от своего жесткого поведения, он был таким, знаете… холодным. Но в основе жесткости Александра была склонность к садизму. Ему нравилось давить на людей, нравилось видеть, как они менялись внешне – пугались, прятали глаза, краснели. Позднее я много раз наблюдал это в его общении с подчиненными…

Пару дней спустя после нашего с ним знакомства я разговаривал с Генеральным директором представительства.

- Как тебе наш новый регионал, - спросил он меня.

- Ужасно! – ответил я. – Хам и садюга. Думаю, ты избавишься от него в течение ближайшего года.

Он засмеялся, по-доброму так, искренне:

- Я знал, что он тебе понравится. Что ж, посмотрим, как оно будет…

Мы посмотрели. Через год его поймали на воровстве маркетингового продукта. Это была постыдная история. Сам Александр избегал разговоров о ней, но детали той схемы заработка знали все.

- Что будешь делать? - спросил я тогда у Генерального директора.

- Убирать его надо, это понятно. Воровства мне еще тут не хватало. Но сейчас самый разгар сезона, вот в чем дело. Он мне очень нужен. Он ведет самых крупных дистрибьюторов, со всеми хорошие отношения. В общем, сейчас просто никак. Сезон закроем и уволю. Так, наверное.

Но после закрытия сезона Александр продолжил работу. Ему дали шанс. Черт, где-то я уже слышал про шансы?...

В следующее лето приключилась совсем дикая история. К тому времени он вырос до должности регионального менеджера. В подчинении было что-то около 7 территориалов. Выяснилось, что все они ежемесячно платили ему деньги за разные преференции. Кто-то платил с первых дней нахождения на должности, потому что Александр при назначении поставил такие условия. Кто-то платил за своевременную отгрузку дефицитных позиций. Кто-то – за утверждение хорошего маркетингового бюджета. Мы все были в полнейшем шоке, когда об этом узнали. Помню расстроенное лицо Генерального директора. Он доверился этому человеку, а тот так его подвел.

- Все. Увольняю его, - сказал он мне в своем кабинете, пристально разглядывая бутылку минеральной воды на своем столе. – Уже объявил на собрании региональных менеджеров.

- Долго он у тебя продержался, - заметил я. – Помнишь, я говорил, что года не протянет?..

Но это было еще не все. Следующим летом я снова приехал в длительную командировку в это представительство. Мы сидели в кабинете Генерального и обсуждали план предстоящих поездок. Внезапно дверь открылась, и в кабинет вошел… Александр.

- Шеф, - прокричал он и двинулся прямо к столу, держа в вытянутой руке какие-то бумаги. – Срочно твоя подпись нужна! Срочно! Там машина под погрузкой, а накладные на бонусный товар еще не оформили!

Я был поражен! Помню свое недоумение и досаду. Как же так? Человек может оступиться один раз, но никак не два!

Проблема была в том, что Александр хорошо продавал. Он справлялся с любой целью! Отгрузить дистрибьютору сложную позицию? Нет проблем! Вытянуть план продаж в последнюю неделю месяца? Легко! Закрыть «зависшую» накладную? Ерунда!

Вечером, за чашкой кофе, Генеральный директор озвучил свою позицию по этому вопросу.

- Понимаешь, какая дилемма: у меня есть кристально честные люди, которые нихрена не продают. И есть он, ворюга и засранец, но вытягивает все планы. Он один за целый отдел может работать. Поэтому уволить его - означает потерять большой кусок продаж. В тот день, когда я объявил о его увольнении, он ко мне пришел, вроде как попрощаться. Мы сели, поговорили. Он попросил дать ему последний шанс. Сказал, что готов пойти на понижение должности с переездом в самый проблемный город. Я долго думал. Ну и решил, что обрежу ему все доступы к деньгам и бонусам. Пусть поднимает региональное «болото» в центральном регионе. И ты знаешь, справился! Нашел сильного дистра, собрал нормальную команду, подтянул продажи. В общем, я его вернул на прежнюю должность. Видишь, бегает живчик!

Мне тяжело было признать тот факт, что непорядочный человек способен приносить какую бы то ни было пользу предприятию. Я постоянно возвращался в мыслях к Александру – жесткому, циничному и воровитому руководителю. И в 2012 году история получила самое неожиданное завершение. Он сам позвонил мне на мобильный и спросил номер нашего самого высокого руководителя. «ОК, - ответил я ему тогда. – Сейчас посмотрю в записной книжке и перезвоню тебе».

Я набрал Генерального директора представительства и рассказал ему про наш разговор с Александром.

- Как лучше поступить, скажи, - спросил я.

Он немного подумал и ответил:

- Давай я сейчас сам наберу нашего «самого-самого биг-босса», предупрежу его о звонке. Самому интересно, что же эта змея хочет про меня напеть…

Через минуту я получил «добро» на передачу нужного номера Александру, а еще через два дня мне сообщили, что в офис представительства нагрянул ревизионный отдел, служба безопасности компании и два наших «самых-самых биг-босса» лично. Была серьезная проверка, по итогам которой уволили несколько человек из ТОП-менеджмента, включая самого Александра. Генеральный директор остался. Мне кажется, у него реально прибавилось седины, когда мы встретились с ним пару месяцев спустя после всей этой истории.

- Знаешь, тяжело доказывать, что ты не осел, особенно если хорошо составлен компрометирующий материал. Товарищ поработал, состряпал какие-то накладные, в бухгалтерии с кем надо провел нужную работу – я тебе потом расскажу, ты удивишься очень. Но я никогда не думал, что жажда власти может довести человека до таких, крайне отрицательных поступков.

- Что ты имеешь в виду? – уточнил я.

- Его цель была – кресло Генерального директора. Он даже спорил с некоторыми сотрудниками, что займет мое место в ближайшие два месяца. Такие дела.

Вспоминая эту историю, я лишний раз убеждаюсь в том, что вору нельзя давать второго шанса, а наемника нельзя возвышать. Александр любил деньги и власть, и ему было безразлично, на каком поприще он получит то и другое.

Невольно приходят на ум слова Макиавелли: «Кондотьеры (наемные воины) по-разному владеют своим ремеслом: одни превосходно, другие - посредственно. Первым нельзя доверять потому, что они сами будут домогаться власти и ради нее свергнут либо тебя, их хозяина, либо другого, но, не справившись о твоих намерениях. Вторым нельзя довериться потому, что они проиграют сражение».

И еще: «…государь, который не наказывает провинившегося так, чтобы тот не мог больше причинить вреда, приобретает славу труса или невежды».

Автор: Игорь Гайдуков

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы